Главная » 2010 » Февраль » 22 » Крымские школьники в поисках метеоритов

Крымские школьники в поисках метеоритов

Это было в 1946 году. Трудное, голодное время, но, как вспоминают крымчане, детство которых затронула война, полное надежды. Кружок юных астрономов создали сами школьники, они же своими силами соорудили в саду, который занимал часть нынешнего Детского парка в крымской столице, маленькую комнату, где можно было собираться. По словам преподавателя секции астрономии Малой академии наук (МАН) Елены Лавут, сейчас это помещение является центральной частью музея. «Этот сарайчик назывался очень солидно — метеорной станцией, — рассказала она. — Название само говорит о его предназначении. Почему школьники стали наблюдать именно метеоры?

Дело в том, что для такой работы не нужно никакое оборудование — только знание звездного неба, звездная карта, настойчивость, фонарик и карандаш. Нужно сказать, что в то время метеорной астрономией вообще мало кто занимался — занятие это не считалось делом профессионалов и требовало очень много времени».

Впрочем, профессионалы школьников поддержали — когда они отослали результаты своих первых наблюдений во Всесоюзное астрономо-геодезическое общество, то, кроме одобрения, получили еще и инструкции по наблюдениям. Постепенно кружок вырос в Симферопольское общество любителей астрономии, а потом стал сердцем крымской МАН, затем украинской. Оказалось, метеорные наблюдения вносят существенный вклад во всю астрономическую науку. Крымские школьники и сейчас продолжают выезжать на метеорные наблюдения, как и их коллеги-ровесники из иных областей Украины, России и многих других стран. Команду дает Международное астрономическое общество, информируя всех о времени прохождения крупных метеороидных скоплений.

«Пылинка» из железа и никеля

Наблюдать за метеорами можно только с земли, в космосе они не видны вообще. Само явление связано с вхождением в атмосферу «космической пылинки» — метеороида (некоторые из них могут весить и несколько сот килограммов). В результате ее трения с воздухом и возникает свечение. У каждой «пылинки» есть своя орбита, когда их много, они создают метеорные рои, и по траекториям их падения можно вычислять и моделировать пространство, где они находились. Каждый кусочек является частью орбиты кометы, астероида, поэтому можно выстроить и пути прохождения этих космических тел, ведь некоторые из них могут представлять опасность. Например, разрушенные астероиды — если целый объект предсказуем и даже управляем (в теории его можно и сдвинуть с привычной орбиты), то сделать что-то с грудой разрозненных обломков, космическим мусором, практически невозможно.
Не каждый космический «пришелец» доживает до контакта с Землей — его судьба предрешена, если он состоит изо льда или нестойких элементов, тогда для него станет фатальным продвижение в атмосфере. Поэтому чаще всего достигают поверхности железно-никелиевые метеориты и силикатные, в составе которых преобладает кремний. Эти плотные вещества выдерживают самое тяжелое для метеороидов испытание — прохождение через плотные слои атмосферы.
Елена Лавут пояснила, что каждый день на Землю выпадает около двух тонн метеоритного вещества, планета буквально купается в космическом мусоре. Но поскольку две трети нашей планеты покрывают океаны, то именно туда, по теории вероятности, и попадает большая часть «приветов» из космоса. При этом 95% их просто рассыпается в мельчайшую пыль, а у более крупных обломков, которые приземляются на сушу, немного шансов быть замеченными — чаще всего метеориты оказываются в безлюдных местах, где их падение остается незамеченным. Отличить же метеорит от обычных камней, валяющихся под ногами, вряд ли сможет тот, кто не ищет его специально. Но если уже «космическая пылинка» доставлена к специалистам, не возникает никаких затруднений с определением, действительно ли она космического происхождения. Каждый такой камешек снабжен своего рода меткой, как товар в супермаркете штрих-кодом. «Отличить метеорит от камня земного происхождения можно по наличию иридия, вещества, названного так в честь греческой богини радуги Ириды, которая передавала людям волю богов, — уточнила Елена Лавут. — На земле оно в природном виде вообще не встречается, зато есть в составе каждого космического «пришельца».

Космические «пришельцы»

В метеоритной коллекции Российской академии наук есть сведения о 18 достоверных случаях обнаружения крупных метеоритов на территории Украины. Рекордным по весу можно считать каменного гостя из космоса, который даже получил собственное имя — «Княгиня». «Ее светлость» весила… 500 кг и при приземлении — а это произошло в Закарпатье — разлетелась примерно на тысячу осколков. Скорее всего, ее масса была еще больше, поскольку вряд ли удалось собрать все метеоритное вещество. К сожалению, «Княгиня» на родине не осталась: ее знакомство с Украиной состоялось в июне 1866 года, потом метеорит увезли в Венский музей, где он хранится и сейчас.
Но все-таки территорию нашей страны крупные космические «пришельцы» посещали довольно часто. Так, у хутора Жовтневый, в Марьинском районе Донецкой области, в октябре 1938 года удалось собрать 13 осколков упавшего метеорита общим весом более 107 кг. Метеорит, названный «Крымка» (нашли его, правда, не в Крыму, а в Николаевской области), весил 40 кг и состоял из 77 обломков. Мордвиновский метеорит, приземлившийся у одноименного села недалеко от Павлограда Днепропетровской области в 1826 году, потянул больше чем на 33 кг. Самый маленький из зафиксированных на территории Украины больших метеоритов весил 600 г: он упал в 1969 году в Славянском районе Донецкой области. Камень, пробив крышу, оказался прямо в жилом доме. Не раз падали метеориты в Запорожской, Херсонской, Сумской, Одесской, Полтавской областях, весили они от 1,3 до 5 и даже почти 8 кг. Четырежды падение наблюдали местные жители. Вот, например, как описано со слов очевидцев приземление космического обломка у села Белокриничье в Хмельницкой области: «Около 6 часов вечера 20 дек. 1883 г. в высотах небесного края замечен темный, пламенно дымящийся огромный шар, который несся в воздухе с юго-запада на северо-восток; через некоторое время последовал разрыв этого шара, сопровождавшийся раскатом вроде как от пушечного выстрела, полет оставлял след как бы белого облака; затем слышен был шум, подобный полету множества птиц, а падая на землю, произвел треск, как будто бы громадная ворона каркнула. Привлеченные необычными, по времени года, звуками, как бы громовых ударов, жители Белокриничья, выбежав на улицу, видели, как из воздуха упал на мерзлую землю камень, который разбился на куски, а вернее, по другому сказанию, камни падали в разные стороны на крестьянские земли. Камни были черные, обгорелые как бы в масле, до того горячие, что в руку можно было брать только спустя некоторое время (четверть часа)...»

Камень желаний

В Крыму метеориты находили еще в советское время, несколько железно-никелиевых обломков размером 2 — 4 см обнаружили на территории поселка Школьное Симферопольского района. Лет пять назад в Крыму тоже случился «метеоритный бум» — известие о том, что в Черноморском районе в огород местного жителя упали два небольших обломка метеорита, облетело все СМИ. Правда, до специалистов камни так и не дошли, поэтому их космическое происхождение остается под сомнением. Кстати, на метеориты возникла и своего рода мода: их предлагают на продажу — правда, количество этого товара уже вызывает сомнения. «Метеоритное лечение» предлагают экстрасенсы и всевозможные целители — ходят упорные слухи о чудодейственном влиянии этих камней на организм. Елена Лавут говорит, что, с точки зрения классической науки, в пользу этих теорий ничего сказать нельзя. Хотя почему бы и не поверить в то, что у камня, проделавшего такой долгий путь в космосе, есть особенные свойства? В обсерватории МАН, где и сегодня занимаются юные астрономы, хранятся несколько метеоритов, привезенных в 60-х годах прошлого века крымскими школьниками из Сибири. Один из них назвали «Камнем желания» и обязательно дают подержать ребятам, которые только пришли в секцию. Многие ребята и потом просят дать пообщаться с ним — говорят, что улучшается настроение, уходит усталость и, вообще, приятно «поговорить» с космическим «пришельцем» — метеоритом. Кстати, большинство желаний у этих детей, которые часто смотрят в небо, исполнятся. Пусть не все станут астрономами, но они обязательно добьются чего хотят.

"Украина Аномальная" по материалам "Первая крымская”