С тех пор, как упал этот метеорит, сибирская катастрофа не дает покоя ученым всего мира. Среди тех, кто пытался разгадать загадку ХХ века, были и харьковчане. Рано утром 30 июня 1908 года в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в Восточной Сибири над безлюдной тайгой прозвучал мощнейший взрыв. Небо раздвоилось, вспоминал местный житель, стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка.
Люди пришли в ужас от яркого света, ослепившего их, грохота и возникшего в эпицентре взрыва лесного пожара: началась паника.
Две тысячи ядерных бомб — в одной точке
На площади более 2 тыс. кв. км миллионы деревьев были повалены корнями в сторону одной точки. Ударная волна дважды обогнула Землю и была зарегистрирована многими метеорологическими станциями мира. Космический ураган вызвал изменение магнитного поля Земли. Магнитная буря, отмеченная вблизи Иркутска, продолжалась около 3,5 часов.
Через 20 часов после катастрофы началось необычное свечение земной атмосферы. Сияние неба было таким, что в ряде европейских городов несколько ночей подряд можно было читать газету, напечатанную мелким шрифтом.
Энергия взрыва составила 10–40 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что можно сравнить с энергией двух тысяч взорванных ядерных бомб образца «Хиросима 1945 года». Если бы подобное случилось не в тайге, а в густонаселенной Европе, последствия были бы кошмарными.
Взрыв был, а следов нет
«Вручную» исследовать Тунгусский феномен нелегко: глухая тайга, комары, да и деньги немалые требуются на экспедицию. Что-то из артефактов не уцелело: царское правительство Российской Империи в свое время проигнорировало событие, и первыми невольными «исследователями» стали только тунгусы (устаревшее название нынешних эвенков).
Первая научная экспедиция появилась здесь лишь в 1927 году. Ее возглавил ученый из Санкт-Петербурга, сотрудник Минералогического музея Леонид Кулик. Вплоть до 1939 года советский геолог искал следы крупного железного метеорита. Он был поражен отсутствием привычного кратера. Увы, метеорит так и не был найден.
Начиная с 1958 года, Комитет по метеоритам АН СССР под руководством известного геохимика К.П. Флоренского провел серию экспедиций к месту Тунгусской катастрофы. Помимо российских экспедиций, регулярно отправляются и международные.
В тяжелые девяностые годы прошлого века профессор Болонского университета Джузеппе Лонго возглавлял две итальянские экспедиции. Интересно, что Лонго — сын бывшего генерального секретаря компартии Италии Луиджи Лонго — рос и воспитывался в Иваново, окончил МГУ, хорошо знает русский язык. И собирается, если добудет денег, в ближайшее время провести еще одну серьезную экспедицию.
Профессор из Харькова — 40 лет в тайге
Одновременно с профессиональными учеными разгадкой Тунгусского явления «загорелись» любители.
В 1959 году участником первой послевоенной экспедиции на место падения Тунгусского метеорита стал харьковчанин, ученый-микробиолог Николай Васильев.
Так образовался уникальный научно-общественный коллектив — постоянно действующая самодеятельная экспедиция, в которой люди участвовали бесплатно, на «общественных началах». Николай Васильев успешно совмещал медицинскую деятельность профессора и замдиректора Харьковского института иммунологии и вирусологии им. Мечникова и исследования в Сибири. Каждый летний отпуск более сорока лет жизни академик Российской Академии медицинских наук проводил в тайге.
Харьковский ученый с 1964 года был бессменным руководителем всех экспедиций исследователей-добровольцев. Совершенно бесплатно. С 1966-го Николай Васильев становится заместителем директора по научной работе Тунгусского государственного заповедника, образованного при его участии.