Теория голографической вселенной – новые возможности дальнейшего направления развития мировой науки

«Электрон так же неисчерпаем как атом, природа бесконечна»
В. И. Ленин «Материализм и эмпериокритицизм»

В своей философской статье В. И. Ленин высказал идею о неисчерпаемости материи, и её бесконечности. И эта идея нашла своё подтверждение в работах учёных 20 – х века и начала 21 – го века, в новых теоретических разработках, научных гипотезах и открытиях. Проведённые исследования в области элементарных частиц, их взаимодействий между собой и античастицами показали, что рассматриваемая ранее идея о неделимости таких элементарных частиц как протон и нейтрон, составляющих ядро атома, оказалась не верной. Оказалось, что эти частицы сами обладают собственной сложной структурой, собственным внутренним строением – «кварками». В середине 20 – го века учёными разработаны основы квантовой механики и генетики – новые научные течения, определившие основные пути дальнейшего развития научной мысли. В этот же период времени возникла одна из интереснейших научных гипотез – гипотеза голографического строения Вселенной, авторами которой являются два выдающихся учёных, профессор Лондонского университета, ученик А. Эйнштейна, Дэвид Бом и один из выдающихся специалистов в области квантовой физики, нейрофизиолог при Стендфордском университете, Карл Прибрам. Об этой научной гипотезе и пойдёт речь в данной статье. Ещё ранее, в моей статье «И всё-таки «сервер Вселенной» существует» я посвятил одну из глав рассмотрению этой темы - принципа построения голографической Вселенной. Но эта тема настоль глубока и интересна, что к ней необходимо возвращаться и не один раз. Эта научная гипотеза рассматривает такие глубинные стороны мировозздания, в которые научная мысль только начинает проникать и предложенная двумя учёными научная гипотеза может стать одним из основных направлений современной науки. И, более того, эта гипотеза способна объединить в себе не только уже разработанные достижения науки, но и прийти к совершенно неожиданным новым научным открытиям.

Для дальнейшего понимания идеи построения принципа голографической Вселенной вспомним, на чём базируется принцип получения голограммы, широко освещённый в технической литературе и учебниках. Одним из главных физических явлений, лежащих в основе получения голограммы, является возможность пространственного сложения волн любой физической природы. Это могут быть волны, образованные на водной глади, электромагнитные, световые, и, по всей видимости, уже обнаруженные - гравитационные. В физике явление пространственного сложения волн получило название - интерференция волн. В некоторых научных источниках это явление называется « паттерн». Интерференция волн – это результат наложения двух или более волн, при которых их фазы, образуют сложную конфигурацию из пересекающихся вершин и впадин, представляя собой интерфереционную картинку. Если, например, в воду, находящуюся в ванне в спокойном состоянии, кинуть два камешка, от них на водной глади образуются волны, которые, расходясь по поверхности воды, начнут накладываться друг на друга, а полученная после этих наложений картинка и называется интерфереционной волной. Явление пространственного сложения волн широко применяется в радиолокации, где на основной (прямой) луч, сформированный антенной радиолокатора, в пространстве накладывается лучи боковых лепестков, сформированных антенной и отражённых от земли. В пространстве происходит накладывание друг на друга электромагнитных волн этих лучей, что увеличивает дальность обнаружения целей радиолокатором.

При проведении экспериментов с получением голограмм, чаще всего применяется лазерный луч, образующий световые волны, являющиеся когерентным источником света. Когерентность (согласованность), несколько волновых процессов во времени, у которых разность фаз постоянна во времени и при сложении колебаний получаются колебания той же частоты. Луч света, исходящий из лазера, расщепляется на два луча. Далее, основной луч направляется на объект от которого мы желаем получить голографическое изображение и зафиксировать его на фотоплёнке (фотопластинке). На неё так же поступает отражённый от объекта второй луч, который поступает с некоторым сдвигом по времени (по фазе) от расщеплённого первого луча. Оба луча на фотоплёнке (фотопластинке) накладываются друг на друга и на плёнке фиксируется интерфереционное изображение фотографируемого объекта. На плёнке это изображение фиксируется в виде кругов, примерно таких, какие получаются на поверхности воды, когда туда кинули камешки. Если на эту фотоплёнку (фотопластинку) направить луч другого лазера (или даже направить яркий луч другого источника света), то сбоку возникнет трёхмерное объёмное изображение того самого объекта, который был выбран в качестве получения голограммы. Причём, эта трёхмерная картинка объекта выглядит как реальный объект, его можно обойти с разных сторон, но дотронуться до него не получится, рука спокойно пройдёт внутрь этого объекта. Это трёхмерная картинка объекта есть переход от скрытого голограммного (волнового) его изображения к его открытому вещественному изображению. Сама же голограмма обладает удивительными свойствами. Если эту фотоплёнку (фотопластинку) с голографическим изображением объекта разрезать на множество мелких кусочков, а затем любой из них осветить лучом лазера, то сбоку мы вновь получим полное трёхмерное изображение этого объекта, но уже менее чёткое, чем изображение на целой плёнке. Каждый, даже самый маленький кусочек голограммы, несёт в себе, в отличие от обычной фотографии, полную информацию голографического объекта, запечатлённого на голограмме. Здесь отсутствует понятие целого и части целого, и в целом и кусочке целого находится полная информация о сфотографированном объекте. Это удивительное свойство голограммы и лежит в основе теории голографической Вселенной. И вот теперь, когда мы наблюдаем сфотографированный нами объект в виде наложенных друг на друга волн, представляющих интерфереционную картинку объекта (голограмму), возникает законный вопрос «А что же реально видят наши глаза, сам вещевой объект, или же отражения световых волн от этого объекта ?» и сразу же возникает и другой вопрос – «А что представляет из себя окружающий нас мир? Что воспринимает наш мозг через зрение первоначально, материально ощущаемый объект, или же волновые структуры, идущие от этого объекта, а затем преобразованные в видимое изображение материального объекта?» Вот на такие вопросы искали ответы и Д. Бом и К. Прибрам, и в качестве ответов родилась гипотеза о голографической структуре нашего мозга и, в общем виде – научная гипотеза о голографическом строении всей Вселенной. Понимая голографический принцип получения голографического изображения, мы сразу можем дать ответ на первый вопрос « а что же реально видят наши глаза, сам вещевой объект или же отражение световых волн от этого объекта?» Представим, что мы находимся в комнате, обставленной обычной мебелью – стол, стулья, диван, книжный шкаф и т.д., но окна в комнате плотно зашторены и полная темнота. Все предметы обстановки в комнате есть, но мы их не видим. Включаем свет, и в наши глаза (на сетчатку наших глаз) от каждого предмета поступают отражённые от них световые волны. Так как каждый предмет комнатной обстановки имеет определённую протяжённость, то отражённый свет от ближних поверхностей предметов попадает на сетчатку глаза несколько раньше по времени (по фазе), чем от более отдалённых поверхностей и более отдалённых предметов комнатной обстановки. То есть на сетчатку глаза попадает световой поток, волны которого сдвинуты относительно друг друга по времени (по фазе). На поверхности сетчатки глаз образуется наложение отражённых световых волн, то есть образуется интерфереционная картинка и реально наши глаза видят не сам предмет, а его интерфереционное отображение, то есть наше зрение использует голографический принцип отображения предмета. Попадая на зрительные нервы коры головного мозга, это скрытое голографическое изображение предмета (всей обстановки в комнате) превращается в раскрытое изображение всех предметов, находящихся в комнате и мы зрительно видим всю комнату со всей её обстановкой.

Уже в тридцатые годы прошлого века физики – атомщики предположили, что если разбивать материю на всё более мелкие части – протоны, нейтроны, электроны и т. д, то есть разбивать на элементарные частицы, то можно достичь такого предела, за которым они уже не имеют химических и физических признаков конкретного объекта. Более того, результаты их исследований показали, что практически все элементарные частицы обладают двойственными свойствами, они проявляют себя и в качестве корпускулы, и в качестве неосязаемой волновой структуры. Свет, радиоволны, гамма – лучи, рентгеновские лучи – все они превращаются из волны в частицу и наоборот. Поняв это, физики стали рассматривать внутриатомные явления не в рамках отдельных их свойств – волна или частица, а как обладающими одновременно двойственными свойствами. И эти внутриатомные явления привели учёных к такому понятию, как квант – мельчайшая, далее не делимая физическая величина, обладающая наименьшим количеством энергии, которая может быть поглощена или отдана молекулярной, атомной или ядерной системе в отдельном акте изменения её состояния. Вот такими сложными категориям наделили квант физики, но в более упрощённом и понятном виде, квант – это самый наименьший из всех возможных, кратковременный импульс энергии, который поглощается атомом, ядром атома или молекулой, или же выделяется ими в пространство. Из этого определения вытекает, что квант – это самая мельчайшая, из всех возможных, частица, из которых состоит Вселенная. И удивительным свойством этой частицы является то, что квант проявляет себя именно как частица тогда, когда за ним ведётся наблюдение. Оказалось, и это экспериментально многократно было подтверждено, что таким свойством обладают все элементарные частицы, как только за ними прекращается наблюдение, они тут же проявляют свои волновые свойства и ведут себя как волна. Описание экспериментов, с помощью которых обнаружены такие свойства элементарных частиц, можно найти в каждом учебнике по физике элементарных частиц. Желающие могут найти описание этих экспериментов, изложенное в доступной форме с необходимыми иллюстрациями в моей статье « В поисках « сервера Вселенной», опубликованной в Интернете.

Один из основателей квантовой физики Нильс Бор, после того как такие удивительные свойства элементарных частиц были экспериментально подтверждены высказал мнение о том, что раз элементарные частицы, именно как частицы, могут существовать только в присутствии наблюдателя, то просто бессмысленно говорить об их существовании, свойствах и характеристиках до их наблюдения. По поводу этого высказывания между ним и А. Эйнштейном возник научный спор, в котором рассматривались различные аспекты квантовой теории. Но окончательный вывод, который сделал Н. Бор по завершению этой дискуссии, в дальнейшем подтолкнул Д. Бома к созданию теории голографической Вселенной. Нильс Бор несколько изменил своё мнение о бессмысленности вести спор о существовании, свойствах и характеристиках частиц до их наблюдения. В новом изложении он высказал следующее утверждение. Если элементарные частицы существуют в качестве именно частиц, пока за ними ведётся наблюдение, а в отсутствии наблюдения они теряют свои корпускулярные свойства и становятся волнами, то никто не может их представить в виде независимо существующих «объектов». То есть они являются частью неделимой системы, в которой все свойства существуют неразделимо. И, проводя исследования различных свойств плазмы, работая в Лоренсовской радиационной лаборатории, Д. Бом впервые задумался об этом высказывании Н. Бора о независимом существовании ненаблюдаемых частиц в неделимой системе. В процессе исследований свойств плазмы – газа, состоящего из положительно заряженных ионов и атомов он, к своему удивлению, заметил, что в таком состоянии электроны перестают вести себя как отдельные частицы и становятся нераздельной частью коллективного целого. Их движения носят удивительно организованный характер, каждый отдельный электрон как бы взаимодействует одновременно со всеми остальными электронами. И все они, совместно, ведут себя как « живое существо». Наблюдаемые электроны – частицы как бы согласовывали между собой своё поведение, причём каждая из отдельных частиц как будто знала, что делают остальные триллионы частиц. И, наблюдая это явление, приняв предположение Н. Бора о наличии неделимой системы, он стал заниматься поиском возможной альтернативной системе, высказанной Н. Бором.

Для начала Д. Бом предположил, что частицы существуют и в отсутствии наблюдателя, то есть высказал предположение, прямо противоречащее результатам проведённых экспериментов. Но это его предположение основывалось на предположении Н. Бора о возможном существовании некой неделимой системы, в которой электрон как частица, может одновременно быть и волной. А это могло стать только в том случае, если существует более глубокая реальность не на квантовом, а на другом – субквантовом уровне. И такую предполагаемую реальность он стал рассматривать как существование некого поля на субквантовом уровне и назвал такое гипотетическое поле – квантовым потенциалом. Д. Бом определил и возможные свойства, которыми должно обладать предполагаемое гипотетическое поле квантового потенциала. Как и гравитация, это поле должно пронизывать всё пространство, но, в отличие от гравитационных, магнитных, электрических и электромагнитных полей, действие поля квантового потенциала не должно ослабевать с расстоянием. Не смотря на тонкую природу гипотетического поля, его сила распределена равномерно по всему пространству. Д. Бом в 1952 году, впервые опубликовал статью о возможном наличии гипотетического поля квантового потенциала, реакция учёного мира на эту публикацию была сугубо отрицательная. В 1957 году он опубликовал книгу «Причинность и вероятность в современной физике», где писал о том, что природа бесконечна и эта бесконечность не может быть объяснена ни одной из существующих научных теорий и любое следствие, вытекающее из существующих научных разработок, можно рассматривать как происходящее из множества причин. Он отмечал, что в большинстве случаев можно игнорировать сложную вереницу причин, приводящих к конкретному следствию, но, при этом, считал, что ни одно из причина – следственных отношений нельзя в действительности отделить от Вселенной.

Продолжая разработку своей теории гипотетического квантового потенциала, Д. Бом всё дальше отходил от тех постулатов, которые сложились в классической науке, где любая сложная система рассматривалась как суммарное действие её отдельных составляющих. То есть, сначала рассматривались действия каждой отдельной составляющей сложной системы, а только затем рассматривалась вся система в целом. Однако, в гипотетическом поле квантового потенциала определено, что не отдельные составляющие определяют суммарное воздействие этого поля, а, наоборот, само поле, как целое, навязывает поведение каждой его составляющей. И этот вывод, к которому пришёл Д. Бом, вполне укладывается в утверждение Н. Бора о том, что элементарные частицы являются частью неотделимого целого и, главное, они и есть первичная реальность неотделимого целого. Вот таким образом, идя в своих доказательствах от противного, Д. Бом пришёл к тому же выводу, к которому пришёл Н. Бор в своей дискуссии с А. Эйнштейном. И эта же гипотеза квантового потенциала, в полной мере объясняет причину, по которой электроны в плазме ведут себя как единое целое. Благодаря действию поля квантового потенциала вся система приобретает единое координированное действие, где каждый отдельный электрон подчинён действию этой системы и представляет часть этого неделимого целого. Если рассматривать каждую отдельную вещь с точки зрения нашего обычного жизненного опыта, каждая из вещей обладает конкретной обособленностью (локализацией) от других вещей. Однако на уровне поля квантового потенциала, на субквантовом уровне, такая локализация отсутствует. Все точки пространства (системы) становятся едиными, жёстко привязанными к этому пространству. И говорить о каком - то пространственном разделении между ними становится просто бессмысленно. У физиков, на основе гипотетического поля квантового потенциала появилось новое название такого свойства пространства – «не локальность».

В разработанной физиками теории квантовой механики существуют принципы квантовой суперпозиции и квантовой запутанности элементарных частиц. Если в нашем реальном (локальном) мире любая вещь находится в каком – то определённом (для наблюдаемого отрезка времени) положении, то в квантовой теории элементарных частиц, любая из них может одновременно находиться в двух разных состояниях – в состоянии частицы и в состоянии волны. То есть одна и та же частица может одновременно быть и корпускулой и волной, быть одновременно в состоянии спина (+ 1) и (-1), может одновременно находиться на земле и в любой другой точке Вселенной. И, при этом, не смотря на огромное расстояние между частицей и её отображением в пространстве Вселенной, каждая часть её единого целого жёстко информационно связаны между собой. Получается, что единая элементарная частица находится как бы в запутанном состоянии сама с собой (со своим отображением). Такое состояние элементарных частиц можно представить как запутанный клубок пряжи, у которого один конец (начало) находится внутри клубка, а другой конец пряжи находится на поверхности клубка. И пока нет наблюдателя, за любой из частей запутанной элементарной частицы, каждая из этих двух её частей может находиться во всевозможных состояниях, определённых принципом квантовой суперпозиции. Но стоит только установить наблюдение за локальной элементарной частицей, как она тут же теряет свои волновые свойства и устанавливает конкретный вектор спина, а её пространственное отображение (другой конец пряжи) мгновенно изменяет свои имеющиеся свойства на противоположные – приобретает волновые свойства и противоположный вектор спина. Причём эти изменения происходят со скоростью, значительно превышающей скорость света. Все эти свойства элементарных частиц проверены экспериментально и у учёных сомнений не вызывают. Но, с точки зрения специальной теории относительности, скоростей, выше скорости света быть не может. Да и с точки зрения нашей объективной обыденности, человек в возрасте, гипотетически перемещаясь на ракете со скоростью выше скорости света, может вернуться в своё прошлое и встретиться с самим собой, только родившимся. Абсурд полнейший. Но не локальный аспект поля квантового потенциала позволяет объяснить принцип квантовой запутанности элементарных частиц без нарушения принципа специальной теории относительности, касательно скоростей выше скорости света. С точки зрения поля квантового потенциала никакой мгновенной взаимосвязи между двумя состояниями одной и той же элементарной частицы, разнесёных на огромное расстояние относительно друг друга, просто не существует. Коль поле квантового потенциала пронизывает всё пространство Вселенной, все частицы этого пространства имеют между собой не локальную взаимосвязь и жёстко привязаны к своей системе – пространству Вселенной и ведут себя вместе с системой как единое целое.

Однажды, наблюдая за опытом поведения чернильной капли в сосуде, наполненном плотным глицерином, который показывался по телевизору в программе Би – Би – Си, Д. Бома озарила мысль, позволившая ему приступить к дальнейшим изысканиям, приведшими его, на основе теории квантового потенциала, к созданию теории голографической Вселенной. Суть показанного опыта состояла в следующем. Устройство, с помощью которого демонстрировался опыт, представляло собой специально спроектированный сосуд, содержащий внутри большой вращающийся цилиндр. Внутреннее пространство сосуда было заполнено глицерином – плотной прозрачной жидкостью с неподвижно плавающей в ней капле чернил. Когда ручку цилиндра поворачивали, чернильная капля расползалась по глицерину и казалась растворённой. Но как только ручку начинали крутить в противоположном направлении, растворённая чернильная масса возвращалась в исходное положение и вновь превращалась в чернильную каплю. До Д. Бома вдруг дошло, что есть несколько видов беспорядка и порядка. В первом случае чернила, растворившись в глицерине, оказались в состоянии « беспорядка», но это состояние имело свой «скрытый» (не проявленный) порядок, который проявился когда капля восстановилась. Как только Д. Бом стал заниматься изучением голографического принципа, он понял, что именно голография даёт новый способ объяснения порядка. Интерфереционные волны, записанные на кусочке голограммной плёнки, как и чернильная капля в растворенном состоянии, представляет собой некий хаотический беспорядок для невооружённого глаза. Как и растворённая чернильная капля, как и кажущееся индивидуальное поведение электронов в плазме, как и интерфереционная картинка, записанная на отрезанном от голографической фотографии кусочком являют собой скрытый, или свёрнутый беспорядок. И эта мысль привела его к пониманию, что Вселенная фактически использует в своём кажущемся беспорядке скрытый голографический принцип и сама представляет своего рода огромную плавающую голограмму. Он предположил, что наша осязаемая реальность на самом деле иллюзия, наподобие голографического изображения. Существует, по его мнению, более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, из которого рождаются все объекты, в том числе и наш видимый физический мир. Примерно как из маленького кусочка сфотографированной голографической плёнки рождается вся полнота информации, которая изображена на целой фотографии. Д. Бом назвал этот глубинный уровень реальности « скрытым» (импликативным) порядком, в то время как наш собственный уровень существования он назвал «раскрытым» (экспликативным) порядком. И все формы существования во Вселенной, скрытые и раскрытые, он рассматривает как результат бесконечного свёртывания и развёртывания между двумя этими порядками. Кусочек голографической плёнки и появление трёхмерного изображения объекта, который появляется после того, как эта голограмма освещена лучом лазера и есть пример скрытого (импликативного) и развёрнутого (экспликативного) порядков. Таким образом, по мнению Д. Бома, всё из чего состоит Вселенная, не смотря на кажущуюся локальность отдельных её составляющих, представляет собой непрерывно распределённую реальность, в которой всё что скрыто (импликативно) и раскрыто (экспликативно) сливаются друг с другом. То есть Вселенная – есть одна неделимая сущность, огромное нечто, представляющая собой единую полноту, единую сущность, единую систему. Взглянем на ночное небо, на огромное множество мерцающих звёзд, расположенных на этой видимой глазами малой части Вселенной. Какие - то из этих звёзд родились сравнительно недавно, когда может быть на нашей земле только стали появляться признаки жизни, какие – то родились, когда нашей земли ещё не было, каких – то звёзд уже нет, но свет от них ещё доходит до нас и мы их наблюдаем, как реальные космические объекты. И от каждого такого космического объекта на сетчатку наших глаз поступают не сами их отображения, а световые волны, распространяющиеся в пространстве со скоростью света. Звёзды находятся на разных расстояниях от наблюдателя, следовательно, световые волны сдвинуты по времени (по фазе) и на сетчатке глаз, накладываясь друга на друга, образуют интерфереционную картинку, то есть скрытое (имплекативное) изображение всей видимой наблюдателем части Вселенной - её голограмму. А затем уже в зрительных нервах коры головного мозга эта скрытая часть Вселенной преобразуется в раскрытое (экспликативное) изображение наблюдаемого нами ночного неба. Но, рассматривая Вселенную как единую систему, совсем не означает, что Вселенная – гигантская не различимая масса. Она состоит из различных аспектов («объектов») голографической динамики, жёстко связанных между собой, и наше сознание может выделить любой аспект из всего массива аспектов. Но разделять единую систему на отдельные составляющие и, при этом, игнорировать жёсткое динамическое единение между различными её аспектами («вещами») означает узкий подход к научной проблеме, познание части проблемы , а не её целое. Невозможно рассматривать только единичные объекты Вселенной, не учитывая их взаимосвязь, хотя бы через гравитационные поля, с остальными её объектами. В 1980 году Д. Бом издал книгу «Полнота и импликативный порядок», в которой напомнил некоторым учёным – физикам, что пытаясь разделить реальность на отдельные фрагменты, они идут по ложному пути. И в границах созданной им теории гипотетического поля квантового потенциала он приступил к рассмотрению способов взаимодействия нераздельных сущностей физики и сознания и взаимодействие сознания с элементарными частицами.

Сознание – более тонкая форма материи, а основа для взаимодействия этой формы материи с элементарными частицами, по его убеждению, лежит на не воспринимаемым нами уровне реальности, а в более скрытом (импликативном) порядке. Сознание присутствует и там, где материя свёртывается в виде волновых структур и там, где материя разворачивается в видимое изображение. Исходя из этого, Д. Бом делает вывод, что разделение Вселенной на живые и не живые объекты не имеет никакого смысла, так как одушевлённая и неодушевлённая материи неразрывно связаны между собой и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. И там, где на объектах Вселенной созданы необходимые и достаточные условия, жизнь и сознание из скрытой (импликативной) формы принимает раскрытую (экспликативную) форму существования. Сознание и жизнь, и всё что существует во Вселенной, являются множествами, свёрнутыми во всей Вселенной. А это означает, что подобно тому, как отдельный кусочек голограммы содержит в себе изображение всей голограммы, так и каждая отдельно рассматриваемая часть Вселенной содержит в себе всю Вселенную, со всеми существующими в ней объектами. И каждая отдельная клетка нашего тела уже содержит в себе всю свёрнутую Вселенную, каждый лист дерева, каждая пылинка, каждая капля дождя, каждый одушевлённый и неодушевлённый предмет (объект) Вселенной, являясь неразрывной частью целого – Вселенной, содержит в себе в скрытом виде всю свернувшуюся Вселенную. Согласно современному пониманию физики, каждый участок Вселенной пронизан различными видами полей, состоящих из волн различной длины (различной частоты). Каждая из этих волн несёт в себе некоторое количество энергии. По приблизительным подсчётам физиков, каждый кубический сантиметр вакуума, занимающего всё основное пространство Вселенной, содержит в себе больше энергии, чем энергия всей материи во всей наблюдаемой Вселенной. И материя не существует отдельно от этого скрытого океана энергии вакуума, она является частью пространства всей Вселенной. Вакуум и частички материи, движущиеся через это пространство, не существуют независимо друг от друга. Но за этой Вселенной, которая расширяется, существует какое – то другое пространство и наша Вселенная является лишь малой частью чего – то того, что неизмеримо больше и загадочней её самой. И в этом загадочном порядке существует своя энергия, но и этот скрытый порядок так – же не может быть конечен. За ним могут следовать другие, с немыслимыми запасами собственной энергии. Скрытый порядок бесконечен в своём развитии, природа бесконечна. Пока учёные только начинают делать первые открытия в осознаваемом нами реально скрытом и открытом порядках. Даже если не учитывать скрытый океан энергии вакуума Вселенной, во всём её пространстве, заполненном разными волнами – гравитационными, волнами света, электромагнитными и другими, которые, накладываясь друг на друга, взаимодействуя друг с другом создают интерфереционные явления (интерфереционные паттерны) – основы голографического принципа, а это уже само по себе предполагает наличие голографических свойств Вселенной.

Необходимо отметить, что независимо от разработки теории голографической Вселенной Д. Бомом, подобной разработкой занимался и выдающийся специалист в теории квантовой физики, нейрофизиолог Карл Прибрам - автор классического труда по нейропсихологии «Язык мозга». Занимаясь нейропсихологией, К. Прибрам столкнулся с множеством нейрофизиологических загадок, решить которые было невозможным на основе, общепринятой на то время теории деятельности мозга. Первая загадка, с которой он столкнулся в 1940 году, была связанна с исследованиями природы памяти, учёный не мог ответить на вопрос её местонахождения.

Среди учёных, занимающихся нейрофизиологией, господствовало мнение, что хранилищем памяти является головной мозг, причём, считалось, что память заложена в определённых клетках головного мозга. Проводя многочисленные эксперименты с мозгом крыс, К. Прибрам в 1946 году приступил к совместной работе по этой тематике с выдающимся нейропсихологом Карлом Лэшли, который сам, в течение 30 лет занимался исследованиями механизма памяти и ознакомил К. Прибрама с результатами собственных исследований. Так, при обучении крыс выполнять серии определённых задач, он удалял различные участки их мозга, чтобы сначала локализовать, а затем удалить именно тот участок мозга, в котором хранилась память. Но, проведя значительное количество экспериментов по этой программе, К. Лэшли так и не нашёл тот участок мозга подопытных крыс, в котором хранилась их память. Опираясь уже на результаты этих экспериментов, К. Прибрам пришёл к выводу, что конкретная память не локализуется в каком – то определённом участке мозга, а каким – то образом распределяется по всему мозгу и представляет собой единое целое. Продолжая свои эксперименты уже Йейельском университете, он ознакомился с данными о пациентах, у которых часть мозга, по медицинским показаниям, была удалена, но эти пациенты не жаловались на пропадания у них памяти. Оказалось, что и люди, получившие тяжёлые травмы головы в автомобильных катастрофах, у которых были удалены височные доли мозга, так же не страдали потерей памяти. Эти примеры ещё больше убедили К. Прибрама в правильности выдвинутой им идеи о распределении памяти по всему мозгу. Но понимание, каким образом мозгу справляться с таким объёмом сохраняемой памяти, пришло к К. Прибраму в середине 60 – х годов прошлого века, когда он ознакомился с описаниями первых опытов построения голограмм. Он узнал, что каждый кусочек голограммы, отрезанной от фотопластинки, на которой сфотографирована полная интерфереционная информация об объекте, так же содержит в себе полную информацию об этом же объекте. И тогда к нему пришло понимание, что таким же образом, каждая отдельная часть мозга содержит в себе полную информацию, которая распределена по всему мозгу. И, таким образом, даже небольшая часть мозга, оставшаяся после удаления остального, восстанавливает память как целое. Это понимание привело К. Прибрама к проведению целого ряда экспериментов, со зрительной областью мозга и он смог объяснить, опираясь на принцип голограмм, почему удаление большей части коры головного мозга не нарушает его способность выполнять зрительные задачи. К учёному пришло понимание, что мозг работает на принципе голографии, но для доказательства нужно было определиться и найти, каким образом вырабатываются те волновые функции мозга, которые способны построить интерференцонные поля, на которых зиждется принцип голографии. К. Прибраму, разумеется, было известно об электрических взаимодействиях, происходивших между клетками мозга – нейронами, в которых принимает участие и мозговая ткань. Сами нейроны имеют древовидные разветвления и, когда электрический сигнал достигает такого разветвления, он далее распространяется в виде электрических волн. Так как нейроны тесно примыкают друг к другу, расходящиеся электроволны накладываются друг на друга, создавая бесконечное множество интерфереционных паттернов. Таким образом, внутри мозга происходит образование голограмм. В 1966 году К. Прибрам опубликовал свою первую научную статью о предполагаемой голографической природе мозга. Именно голографический принцип работы мозга даёт ответ на вопрос, почему мозг, обладая сравнительно небольшим объёмом, способен хранить в себе столь огромное количество информации. Как – то гениальный физик и математик Джон фон Нейман рассчитал, что в течение жизни мозг человека в среднем накапливает порядка 2,8^10 в 20 степени бит информации. Оказалось, что именно голограмма способна к хранению такого фантастического объёма информации. Изменяя угол направления записывающего информацию лазера на фотоплёнку (фотопластинку) можно на одну и ту же плёнку записывать (накладывать) огромное множество голограмм. Если в дальнейшем эти голограммы, записанные на одной и той же фотоплёнке, перемещать под лучом лазера, начнут последовательно появляться и исчезать записанные на плёнку объекты. Предполагается, что наша способность вспоминать давно прошедшие события, есть ни что иное, как освещение каким – то источником света ту или другую голограмму, которые в скрытом виде сохраняют информацию о нашем прошлом. Но что может явиться тем самым лучом, который воздействует на голограммы нашей памяти. В работах К. Прибрама нет ответа на этот вопрос, но этот ответ рассмотрен в принципах квантовой механики. Когда физики рассматривали мозг человека с точки зрения возможности подчинения его клеток (нейронов) принципам суперпозиции и квантовой запутанности, они первоначально должны были определить какие элементарные частицы могут являться первоосновой нашего мозга, отвечающих за сознание и подсознание человеческого «Я». Были разработаны начальные условия, которым должны подчиняться такие элементарные частицы. В – первых, они должны были быть электрически нейтральны, ибо на движение заряженных частиц могут влиять внешние электрические и магнитные поля. Во – вторых, эти элементарные частицы не могут быть « короткоживущими», или способными делиться, иначе человек не был бы способен к той длительной памяти, которой он обладает. В – третьих, частицы являющиеся первоосновой нашего сознания должны обладать огромной скоростью перемещения. Мысль человека , как говориться, должна в «мгновение ока» перенестись в нужное человеческому воображению место и быстро находить в собственной памяти интересующее событие, которое отложилось в его памяти.

Оказалось, что перечисленным требованиям отвечают только две элементарные частицы – нейтрино и фотон. Но нейтрино является редкой гостей на нашей Планете, и рассматривать эту элементарную частицу как первооснову формирования сознания, подсознания и памяти не имеет смысла. А вот фотон как раз полностью соответствует всем вышерассмотренным требованиям. Фотон – самая распространённая по численности элементарная частица Вселенной и является квантом электромагнитного излучения, источником световых волн. Он и является первоосновы формирования нашего сознания, подсознания и памяти и тем источником света, когда из скрытой голограммы памяти быстро находится и открывается интересующее нас событие прошлой жизни, или другое любое событие, которое в данный момент времени вспоминает человек. Можно предположить, что согласна эффекта Вавилова – Черенкова, свечение фотона, при использовании человеком своей памяти, вызывается его движением со скоростями, превышающими фазовую скорость света в среде коры головного мозга. Сознание, как следует из теории голографической Вселенной Д. Бома, может находиться как в скрытом (импликативном) состоянии, в виде интерфереционной картинки – голограммы, так и в раскрытом (экспликативном) состоянии, в качестве того фрагмента памяти, к которому человек обращается в случае возникшей необходимости. Вся информация, которая поступает в наше сознание, первоосновой которой являются фотоны – волновая структура света, поступает в наше сознание, а затем переходит в подсознание, с временными сдвигами (сдвигами по фазе). Накладываясь друг на друга, в виде интрфереционных паттернов, образуют скрытую форму хранения этой информации – голограммы. То есть, наше сознание, подсознание и память, используя принцип голографии, постоянно сохраняются в голографической форме по всей поверхности коры головного мозга, и это экспериментально доказал К. Прибром, проведя интереснейший эксперимент, предложенный ему биологом Пол Птишем из Индианского университета. В качестве подопытного экспоната была выбрана саламандра, у которой обнаружены фантастические возможности мозга. Полное удаление мозга не убивает саламандру, а только приводит её в состояние суппорта. Как только мозг возвращается на своё место, поведение саламандры полностью восстанавливается. В процессе проведения серии экспериментов над мозгом саламандры, менялись между собой правые и левые полушария её мозга, нижняя часть мозга менялась с верхней. Затем мозг разрезался на куски, менялось их местоположение и, даже, удалялись самые жизненно важные участки мозга. Но во всех случаях, даже тех, оставшихся тканей мозга, хватало для того, чтобы поведение саламандры возвращалось к её исходному состоянию. И эта серия проведённых экспериментов стала лучшим доказательством того, что мозг действительно работает на принципах голографии и правота К. Прибрама была убедительно доказана.    Стало понятно, что окружающий нас объективный мир существует не в том виде, как мы его наблюдаем, а это мир на самом деле мир волновых форм, которые познаются только после того, как переходят из скрытых форм в открытые. А после того, как сын – физик, посоветовал К. Прибраму ознакомиться с работами Д. Бома, ему стало понятно, что не только мозг, но и вся Вселенная представляет собой одну огромную голограмму. И все объекты, из которых она состоит, в том числе и люди,, проживающие на одном из таких объектов, являются не разрывной частью этой голографической Вселенной Теория голографической Вселенной открыла не только перед наукой, но и перед человечеством новые горизонты. Во Вселенной всё взаимосвязано, полное отсутствие различий между целым и частью. Из идей Д. Бома и К. Прибрама вытекает, что любое разделение в голографической Вселенной на отдельные части и целое, любая фрагментация – иллюзия. Все составляющие Вселенной изначально взаимосвязаны и представляют собой единое целое, а значит, в ней не может быть беспорядка. Сознание является такой - же целостной частью Вселенной, если какая – то часть обладает сознанием, значит и вся Вселенная обладает им. И, когда Д. Бом, занимаясь исследованиями плазмы, с удивлением заметил, что в состоянии плазмы электроны перестают вести себя как отдельные частицы и ведут себя как единый коллектив - как «живой организм» , это одно из свидетельств того, что Вселенная наполнена сознанием. Ни какой - то единичный Бог, или группа Богов, а сама Вселенная и есть Творцом всего того, из чего она состоит. Вся Вселенная представляет собой Информационное поле Сознания и безграничные возможности голограмм по хранению и извлечению информации полностью подтверждают теорию академика В. И. Вернадского о наличии Информационного поля биосферы (сферы жизни) Земли, как составляющего Информационного поля Сознания Вселенной. Это ещё одно подтверждение того, что вся Вселенная наполнена сознанием. Здесь отсутствует понятие как часть целого, ибо часть целого – это и есть всё целое, как это наблюдается на голограмме. И сама Вселенная ни что иное, как коллективное сознание всех её составляющих – электронов, античастиц, нейтронных звёзд, чёрных дыр, насекомых и животных, человеческого (раскрытого) и не человеческого (закрытого) разума. Кто – то это коллективное сознание называет Богом, или Творцом, но это коллективное сознание и есть сознание всех составляющих Вселенной. В одних случаях это сознание носит скрытый (импликативный) характер, в других – раскрытый (зкспликативный) характер и приобретает состояние живой материи. И становится абсолютно понятно, что сознание, в форме живых существ не может существовать только на одном объекте Вселенной – планете Земля. В обладающей коллективным сознанием Вселенной, не может быть, что только на одной единственной планете скрытая форма сознания перешла в форму открытого сознания – форму жизни. И то бесчисленное количество артефактов, которые найдены археологами при раскопках, таких как:
  • развалины древнего храма на территории Турции (г. Анатолия), ниже слоя раскопок стоянки первобытных людей. Храм из трёх залов, с мозаичными полами, пятиметровыми колоннами, с изображением на них рисунков и какой – то, неизвестной науке, письменности. Возраст археологической находки – порядка 12 тысяч лет до н. э;
  • генетический диск, один из самых загадочных артефактов в мире, найден на территории Колумбии, с изображением всего процесса внутриутробного развития плода, начиная с момента зачатия. Возраст диска не менее 6 – ти тысяч лет;
  • камни Ики, найдены в Перу, с изображениями людей, верхом на динозаврах и изображения проведения сложных хирургических операций. Возраст находок не указан;
  • фигурки Акамбаро, найдены в Мексике (предместье Акамбаро,) изображают людей, животных, в том числе, и динозавров ,возраст фигурок 2,5 тысяч лет до н. э;
  • фетский диск, найденный на острове Крит, с изображением 242 символов, не разгаданных учёными, возраст – поздний бронзовый век:
  • антигитерный механизм, найден на утонувшем старинном судне возле острова Антигера, сложнейший шестерёнчатый механизм, возраст механизма более двух тысяч лет.

Это малая часть тех древнейших археологических находок, данные о которых и фотографии приведены в Интернете, которые указывают на существование на Земле более древних, высокоразвитых цивилизаций. Добавим к этой информации ещё информацию, которую показал в документальном фильме «Воспоминание о будущем», швейцарский исследователь артефактов, свидетельствующих о посещении нашей Планеты представителями инопланетных цивилизаций Эрих фон Деникен. К этому добавим загадочные рисунки птиц и животных, занимающих большую территорию, рассмотреть которые можно только поднявшись в небо, в перуанской пустыне Наска. Добавим к этому удивительные находки, там же, находки удлинённых черепов, по своему внутреннему строению отличных от человеческих , митохондральные ДНК (мт ДНК) которых не соответствуют мтДНК не только человека разумного, но и неандертальцев и питекантропов – древних людей. Добавим к этому и информацию, изложенную в мифах племени африканского народа догонов. В них сказано, что они произошли от инопланетян, прилетевших с Сириуса и, которые, с давних времён, обладают такими данными об этой звезде, подтверждёнными астрономами только недавно, когда они глубже изучили эту звезду с помощью новейших технических средств радиоастрономии и фотографирования с помощью ракетных космических лабораторий типа «Хабл». Добавим к этому и информацию, полученную после расшифровки шумерских клинописных текстов, в которых изложена история создания первой высокоразвитой земной цивилизации шумер с помощью представителей инопланетной цивилизации аннунаков, прибывших с планеты Нибиру. Подобные данные есть и в мифах народа майя и других народов мира. Добавим к этому и почти ежедневную информацию, о наблюдаемых в разных концах нашей Планеты НЛО, размеры которых и их технические возможности могут указывать на их принадлежность к техническим летательным средствам инопланетного происхождения. От множества таких фактов невозможно просто отмахнуться – «этого не может быть, потому что быть не может». Факты прямо указывают на то, что наша Вселенная наполнена и жизнью и сознанием, что подтверждают идеи, изложенные в теории голографической Вселенной. Но, пока эти идеи, эта теория Д. Бома и К. Прибрама не находит широкой поддержки и понимания в научном мире. И это, при том, что эта теория открывает новые возможности и подходы к исследованиям таких явлений, которые вроде бы и существуют, но как – то не очень признаются официальной наукой. Речь идёт о так называемых, паранормальных явлениях, как телепатия, ясновидение, способность перемещать физические объекты на расстоянии (психокинез) и многие другие явления, на которые наука не смогла найти ответа. Правда, отмечается, что всё больше учёных, в основном, молодое поколение, приступает к исследованиям в этой неизведанной области природных явлений,  и уже получены некоторые интересные результаты этих исследований.

В предложенной к рассмотрению читателя статье, я постарался, близко к тексту и в доступной форме донести только основную часть информации, изложенную в книге автора Майка Талбола «Голографическая Вселенная. Новая теория реальности». Эта книга переведена на русский язык, она есть в Интернете и её можно бесплатно прочитать или скачать. В книге много материалов о новых исследованиях паранормальных явлений и уже полученных результатах в этой области. Очень рекомендую прочитать эту интереснейшую книгу. Закончить статью хочу мудрыми словами Хьюберта Ривза, канадского астрофизика и космолога, видного популяризатора науки «Человек – самый безумный вид на нашей Планете, он поклоняется невидимому Богу и разрушает видимую Природу, не понимая, что Природу, которую он разрушает и является тем самым Богом, которому он поклоняется».

Клещевич Валерий Александрович. август 2020. г. Харьков