Украина в космическом клубе

С советских времен 12 апреля в Украине отмечается День космонавтики. И хотя официальный статус космической державы Украина получила только в 1995 году, после запуска собственного спутника, в освоении Вселенной она принимала участие с самого начала.

Наша страна прошла путь от вторых ролей в космонавтике в советские годы до государства с собственной космической программой. Сегодня Украина осваивает космическое пространство в коммерческих целях. Только на этот год (2010) Украиной запланированы пять стартов ракет-носителей собственной разработки. Ближайший — в апреле. Со стартового комплекса «Ясный» в Оренбургской области России будет запущена ракета «Днепр» с двумя французскими спутниками.

А в 2009 году на долю нашей страны пришлось 10% мирового рынка стартовых услуг, и мы впервые оказались на четвертом месте среди космических держав.

Незамеченные гении

Первый в истории проект летательного аппарата класса «земля-космос» в 1881 году начертил на стене тюремной камеры украинец Николай Кибальчич. Сын священника из местечка Короп Черниговской губернии вскоре после этого был казнен за терроризм, а его проект впервые опубликовали только после революции.

(Юрий Кондратюк)

А имя еще одного украинца, Юрия Кондратюка, появилось в документах КГБ в 1969 году, когда выяснилось, что космический корабль «Аполлон-11», доставивший на Луну астронавтов, летел по траектории, которую американцы назвали «трассой Кондратюка». Их конструкторы утверждали, что обнаружили разработку в «маленькой неприметной книжечке» в библиотеке конгресса США. Автор предлагал лететь к Луне, используя притяжение Земли, придумал спускаемый модуль, схему многоступенчатой ракеты и даже форму дюз (сопла реактивного двигателя).

Чекисты так и не выяснили, как в библиотеку конгресса попала брошюра малоизвестного самоучки, изданная в 1919 году. Зато узнали, что под псевдонимом Кондратюк скрывал свое белогвардейское прошлое полтавчанин Александр Шаргей. В 1942 году он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести. Имя ученого стало известно на родине только после обретения нашей страной независимости.

Через тернии — к спутникам

У истоков советской космонавтики стоял уроженец Житомира Сергей Королев. Он вырос в Одессе, учился в Киевском политехническом институте. Впоследствии разработал первые космические ракеты, первый спутник, проводил в космос Юрия Гагарина.

На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года мог лететь харьковчанин Валентин Бондаренко, но за 19 дней до старта он погиб во время тренировки в барокамере. Поэтому первым украинцем, побывавшим в космосе, стал Павел Попович, четвертый советский космонавт. Всего между 1961 и 1991 годами в космос летали около тридцати уроженцев УССР. Некоторые из них провели на орбите более года.

(Сергей Королев)

А от имени независимой Украины в космосе побывал только один космонавт — Леонид Каденюк. В ноябре 1997 года он совершил полет на американском шаттле «Колумбия». За последние годы просторы Вселенной освоили еще семь украинцев — граждан России и одна украинка из США.

Пилотируемые полеты в космос пока могут себе позволить только Россия, США и Китай. Поэтому они считаются космическими сверхдержавами. А термином «космическая держава» принято называть страну, способную запускать собственные спутники на собственных ракетах-носителях. Этот статус Украина приобрела 31 августа 1995 года, когда с российского космодрома Плесецк отечественной ракетой-носителем «Циклон-3» был выведен на околоземную орбиту украинский спутник «Сич-1». Всего на орбите Земли находятся искусственные спутники 45 стран, но лишь десять государств имеют возможность запускать их собственными ракетами.

В космическом клубе

С 2003 года Украина строит стартовую площадку для своих ракет в Бразилии на космодроме Алькантара, который находится рядом с экватором. А это означает, что вращение Земли помогает взлетающим отсюда ракетам, что позволяет экономить 15–20% топлива по сравнению с Байконуром.

Впрочем, реализация бразильского проекта постоянно откладывалась. По украинско-бразильскому договору 2002 года первый украинский запуск должен был состояться не позднее 30 ноября 2006 года. В 2004 году время запуска перенесли на 2007 год, потом на 2009-й. Последняя озвученная дата — 2010 год. Взлетать с бразильского космодрома должны ракеты «Циклон-4», спроектированные конструкторским бюро «Южное». Это модификация семейства ракет «Циклон», созданных на базе баллистической ракеты Р-36 (по классификации НАТО — SS-9 Scarp).

(Николай Кибальчич)

Также на базе баллистической ракеты создан «Днепр». Фактически это РС-20 (SS-18 Satan). Уникальная конструкция имеет стартовую массу 211 т, длину 34 м, диаметр 3 м и способна вывести на орбиту высотой 300–900 км космический аппарат или группу спутников массой до 3,7 т. Один запуск «Днепра» стоит около 18 млн. евро.

Запусками занимается российско-украинская компания «Космотрас». По договору 1991 года о сокращении наступательных вооружений все ракеты этого класса должны быть уничтожены. «Уничтожают» их путем запуска в космос. SS-18 снимают с боевого дежурства, которое они несут в российской армии, украинские специалисты переделывают ракету в ее гражданскую модификацию «Днепр» и запускают на ней свои спутники и спутники третьих стран за соответствующую плату.

Такие ракеты больше не производятся. «Южмаш» теперь делает другие, в частности «Зенит». К чемпионату Европы по футболу 2012 года «Зенит-3 SLB» должен вывести на орбиту первый украинский спутник связи. Он позволит вернуть в страну средства ($18–20 млн. ежегодно), которые отечественные телекомпании тратят на аренду иностранных спутников. Стоимость строительства самого спутника — $254 млн. Но расходы того стоят. Ведь Минобороны, спецслужбы и Нацбанк получат гарантии защиты своих переговоров через спутниковую связь.

15.04.2010 | proUA.com

P.S. УКРАИНА — СТРАНА КОСМИЧЕСКАЯ

«Для этого достаточно вспомнить стрелы-ракеты Киевской Руси и перечислить некоторые имена: О. Засядько, М. Кибальчич, Ю. Кондратюк И. Сикорский, И. Третесский, К. Константинов, С. Королев, А. Люлька, В. Глушко, М. Янгель, Г. Лозино-Лозинский, В. Челомей». Так начиналась моя статья, подготовленная для опубликования в журнале «Космические исследования на Украине» (отв. редактор — академик Г. Писаренко). «Националистическое» название издания, подобные статьи — это ли не дерзкий вызов белокаменной столице? Такого научный страж имперских интересов в периферийной Украине член ЦК КПСС Б. Патон не мог допустить — последовало поспешное закрытие журнала; в 1973 г. вышел лишь один его выпуск (отв. редактор выпуска — Н. Сиротинин), посвященный проблемам космической биологии. По тем же причинам не был создан в Украине, в Днепропетровске, Всесоюзный космический центр (ну разве могла Москва выпускать из своих рук такое престижное направление). А такая идея была, и Днепропетровск был ее достоин; Н. Сиротинин даже предупредил нас, сотрудников лаборатории космической физиологии, о возможном переезде в Сичеслав.

Но несмотря на попытки, происки, козни «закрыть, ликвидировать, приостановить», украинская космическая история продолжалась. Вот краткий перечень ее значительных вех: создание (1951 г.) в Днепропетровске первого в стране серийного завода по выпуску ракетной техники (в результате «Южмаш» с конструкторским бюро «Южное» стал одним из мировых центров ракетостроения), в Харькове — предприятие «Хартрон» (1959 т.). Затем: запуск первого спутника «Космос-1» (серии ДС — днепропетровский спутник), «Интеркосмос-1» (из 25 спутников серии «Интеркосмос» 22 созданы в Днепровском ракетно-космическом центре!); «Метеоры», «Ореолы», «Океаны», автоматические универсальные орбитальные станции (АУОСы); «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит», «Днепр», «ЕгиптСат-1», первый национальный спутник «Січ-1»; участие Украины в получивших мировую известность проектах «Глобалстар», «Морской старт», «Спектр», «Интербол», «Коронас», «Международная космическая станция», GEOSS (Глобальная система наблюдения Земли из космоса) и ее европейская составляющая GMES (Глобальный мониторинг в интересах безопасности и сохранения окружающей среды)», GES (Глобальная стратегия исследований) и др.; принятие Верховной Радой Украины Закона (№608 от 30.09.2008 г.) «Об утверждении общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2008 — 2012 гг.» — уже четвертой космической программы независимой Украины. Отметим, что по итогам 2005 года наша страна вошла в пятерку стран-лидеров по количеству запусков космических ракетоносителей собственного производства (осуществила — как Франция и Китай — пять запусков; Россия — 25 запусков, США — 12 запусков).

...Хорошо помню 29 февраля 1992-го — день рождения Национального космического агентства Украины (НКАУ). Уже на следующий день я договорился с Владимиром Павловичем Горбулиным о встрече, и на улице (у первого генерального директора агентства еще не было кабинета), почувствовав в нем душу мудрого руководителя и энтузиаста, передал свои «Пропозиції», в которых речь шла о наших достижениях в области космической медицины и о необходимости при решении задач космонавтики параллельно с техническими проблемами изучать медико-биологические. И не ошибся — В. Горбулин не оставил их без внимания.

...Ликвидация журнала «Космические исследования на Украине» — не единственный печальный опыт с участием Б. Патона. Вскоре под выдуманным предлогом последовала ликвидация первой в СССР лаборатории космической физиологии, созданной в Киеве Н. Сиротининым в 1960 г.; отказ в строительстве корпуса лаборатории космической физиологии в Приэльбрусье (положение спасло лишь вмешательство Первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста, секретаря ЦК КПУ по науке В. Овчаренко, с которыми мне повезло встретиться на Эльбрусской базе («За вашу базу Шелест мне клизму ставил» — слова Б. Патона)...

Нашу ЭМБС преследовали постоянные «наезды» (в том числе и с целью горно-лыжного отдыха на г. Чегет), разборки на парткомах, переименования, попытки перепрофилирования и превращения высокогорного научного центра (который фактически стал Всесоюзным) в базу отдыха, сокращения, отказ в публикациях, прекращение бюджетного финансирования под предлогом необходимости развивать лишь «фундаментальные» (то бишь — директорские) направления и т.д. В таких экстремальных условиях мы выживали благодаря самофинансированию и поддержке бескорыстных энтузиастов, которых не испортила даже совковая, оторванная от народа, власть, цинично эксплуатирующая их честь, совесть и ум.

Я склоняю свою седую голову перед памятью таких светлых, настоящих людей, перед их мудростью, доброжелательностью, духовностью и благодарю судьбу, которая подарила мне счастье общения с ними. Они — авиаконструктор О. Антонов, директор ИМБП (Институт медико-биологических проблем МЗ СССР) О. Газенко, директор ПГМК (Прикаспийский горнометаллургический комбинат) Ю. Кузнецов и многие другие искренне служили общечеловеческим ценностям. Благодаря им наши «космические» исследования продолжались в уникальной термобарокамере, установленной на ЭМБС с помощью персонала ПГМК; в ней можно было создавать разрежение (вплоть до вакуума), температуру в пределах от — 65°С до + 100°С. Совместно с сотрудниками ИМБП впервые были изучены особенности комплексных воздействий на организм низкой или высокой температуры в условиях разрежения и кислородной недостаточности, разработаны специальные защитные маски, предложен высокоэффективный метод термобаротерапии для повышения устойчивости организма, проведены адаптационные сборы «спецконтингентов» с восхождением на вершину Эльбруса... А изучение нами влияния на организм одного из факторов космического полета — радиации — позволило тотчас после Чернобыля утвердить и разослать «Информационное письмо» относительно разработанного нами комплексного метода реабилитации «чернобыльцев» в условиях горной адаптации и оздоровить в спортивно-оздоровительном центре ЭМБС сотни ликвидаторов, работников АЭС, эвакуированных с загрязненных территорий детей и взрослых (материалы опубликованы в монографии «Пострадиационная реабилитация в условиях гор», Киев, 1996 г.).

Но все это продолжалось до тех пор, когда (уже в 2000 г.) «на помощь» вновь не пришла «родная» академия; ее ставленник, на то время директор нашего Международного центра астроном В. Тарадий, имеющий богатый опыт профессионального использования астрономических величин с целью масштабного «приземления» бюджетных средств под «крышеванием» своего приятеля первого вице-президента и главного ученого секретаря НАНУ А. Шпака передал значительную часть площадей ЭМБС якобы в аренду, а затем уничтожил экспонаты для музея космической физиологии. Тогда я решил провести еще одно «тестирование» президента НАНУ Б. Патона и обратился за правдой и научной целесообразностью непосредственно к нему. Безрезультатно...