Трудные поиски внеземной жизни в нашей Солнечной системе

Крушение надежд найти жизнь на Марсе и Венере

Как мы сегодня знаем, результаты исследований оказались неоднозначными. Химический эксперимент показал полное отсутствие даже следов органических соединений в марсианском грунте. Этот вывод несовместим с представлениями о наличии жизни на Марсе, поскольку из земного опыта известно, что органические остатки жизнедеятельности микроорганизмов обнаруживаются быстрее и проще, чем сами микроорганизмы.

Результаты биологических экспериментов допускают двоякое толкование. Их можно объяснить или деятельностью микроорганизмов, или наличием в составе марсианского грунта химических соединений типа перекисей, например перекиси водорода Н2О2. Прямые изображения марсианского ландшафта, переданные на Землю автоматическими телекамерами в местах посадок, не дали оснований заподозрить какого-либо движения, отпечатков лап, растительности, земляных убежищ животных или их останков. Ничего, кроме песка и камней!

Эти данные совместно с результатами исследования атмосферы привели ученых к выводу о ничтожно малой, почти нулевой вероятности существования жизни в местах посадок. Правда, полностью такая возможность не отрицается, в особенности если речь идет о Марсе в целом, и вынесение окончательного «приговора» оставлено за последующими экспедициями.

Незадолго до того как были получены отрицательные результаты при поиске марсианской жизни, столь же неутешительные с точки зрения надежды на ее возможность сведения поступили от советских автоматических межпланетных станций, исследовавших Венеру. Севшие в 1975 г. на поверхность этой загадочной планеты станции «Венера-9» и «Венера-10» оказались в условиях, в которых известные нам формы жизни не могли бы просуществовать даже короткое время.

Так, температура оказалась равной 475°С, давление – в 90 раз выше земного, полностью отсутствует кислород, зато богат набор таких ядовитых газов, как хлористый водород, двуокись серы, угарный газ. Венера отнюдь не то место, где могут цвести фиалки и порхать мотыльки. Условия на ее поверхности резко враждебны по отношению к известным нам формам жизни.

Итак, середина семидесятых годов – период крушения земных надежд найти признаки хотя бы простейшей жизни на двух ближайших к нам планетах.

Где искать жизнь дальше?

Что же дальше? Планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун с их еще менее подходящими для жизни условиями? Спутники планет-гигантов? Замерзший Плутон? За что может зацепиться вековая мечта человечества обнаружить жизнь в пределах Солнечной системы?

Со временем все эти объекты пройдут тест на биологическую активность, но такие исследования – в далеком будущем. А пока астрономы вновь обращают свой взор к звездам. На повестке дня вопрос о разработке прямых способов непосредственного обнаружения планетных систем у ближайших звезд. Начало новому витку поисковых работ положили исследования, выполненные на спутнике IRAS.

Это специализированный спутник с астрономическим оборудованием на борту, предназначенным для обзора звездного неба в инфракрасных лучах. Инфракрасное излучение представляет особый интерес для астрофизиков потому, что оно несет информацию о свечении холодных тел (их температура, как правило, ниже 1000 К). Такие тела излучают в основном невидимые глазом инфракрасные лучи с длиной волны более одного микрометра. Конечно, в космосе есть холодные звезды, которые также светят в этой области длин волн, но важный источник инфракрасного излучения в Галактике – около-звездная пыль, нагретая до температуры 600 К – 1000 К светом ближайших звезд.

Спутник IRAS обнаружил очень много ранее неизвестных источников инфракрасного излучения. Но что особенно важно, он зарегистрировал пылевые оболочки вокруг ярких горячих звезд. Теперь науке известно, что вокруг Веги (звезда альфа из созвездия Лиры) и Фомальгаута (звезда альфа из созвездия Южная Рыба) существуют облака, состоящие из твердых частичек небольшого размера. Специалисты, проводившие обработку выполненных на спутнике наблюдений, считают, что речь может идти и о молодых планетных системах вокруг этих звезд.

Разумеется, эти результаты требуют еще серьезной проверки, однако они вселяют надежду на то, что обнаружение планетных систем соседних звезд не за горами. Особенно оптимистично выглядит проект поиска чужих планет с помощью особого орбитального телескопа, который будет с недоступной ранее точностью определять положения звезд в пространстве. Если вокруг какой-либо звезды вращаются невидимые спутники или планеты, то они выдадут свое присутствие тем, что «заставят» звезду колебаться относительно общего центра масс. Эти колебания как раз и должен зарегистрировать орбитальный телескоп, который будет запущен на орбиту на двадцатилетний срок.

Будет ли при помощи такой совершенной аппаратуры обнаружена первая из несомненных планетных систем или же потребуется еще более совершенное техническое оснащение – неизвестно. Будущее покажет. Однако сколько бы неудач ни подстерегало нас на пути этого нелегкого поиска, сколько бы напрасных попыток ни обернулось горечью разочарования – все равно надежда найти в космосе нечто похожее на нашу планетную систему, нашу Землю, наш разум постоянно будет наполнять энтузиазмом горячие сердца исследователей.

К этому же следует добавить, что исследовательский энтузиазм возник не на голом месте, он не питается одними только иллюзиями относительно всеобщего космического братства, а опирается на объективные данные о физических характеристиках окружающего нас мира звезд и закономерностях его развития.

Ни Земля среди известных планет, ни Солнце среди звезд не занимают какого-то исключительного положения. Что касается Земли, то этот вывод, надо признать, не так убедителен, как для Солнца. Ее мы можем сравнить всего с восемью планетами нашей Солнечной системы, к тому же планетами, сильно отличающимися друг от друга по многим важным параметрам. Что же касается Солнца, то вывод о его типичности установлен надежно. Мы сравниваем наше светило с тысячами, десятками тысяч других звезд и не находим никаких оснований для признания его особенной звездой. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что планетные системы, похожие на нашу, не должны быть уникальным явлением в космосе.

По материалам книги Пугач А.Ф.; Чурюмов К.И. Небо без чудес, Издательство: К.: Политиздат, 1987 год