Радиоастроном Архипов об археологии Галактики

А.АрхиповХарьковский астроном, сотрудник Радиоастрономического Института Национальной Академии Наук Украины, в 1998 году защитил диссертацию по внеземным цивилизациям (об обитаемости Луны). Вашему вниманию статья автора, опубликованная в "Аномалии" №3, 1997...

Привычка астрономов судить о далеких мирах лишь с помощью оптических, радио, инфракрасных, рентгеновских и прочих телескопов привела к почти сорокалетним бесплодным попыткам обнаружения сигналов разумных обитателей иных планет. Эти поиски охватывают лишь три миллиардные доли возраста Галактики и поэтому весьма неэффективны. Однако существует простой и доступный путь, позволяющий исследовать население значительной части нашей звездной системы на протяжение почти всех 12 миллиардов лет галактической истории, причем даже не покидая Землю! Большая доля знаний о забытых цивилизациях Земли получена путем изучения бытовых отходов наших предков.

Ведь раскопки многих археологических объектов - от палеолитических стоянок и до руин Трои - это по существу дотошное просеивание мусорных куч. Аналогично и внеземные культуры разумно исследовать по их отходам, например, по их мусору, блуждающему среди звезд и иногда случайно падающему на Землю.

Мусор - хлеб археолога

Опыт земного человечества наглядно демонстрирует неизбежность засорения космического пространства. Ведь сам принцип реактивного движения требует выброса в космос вещества, в том числе и множества мелких частиц, остающихся от сгорания твердого топлива ракет. Время от времени на спутниках самопроизвольно взрываются топливные баки с сжиженными газами (поскольку не существует вечной термоизоляции от нагрева солнечными лучами). С космических аппаратов сбрасываются отработавшие ступени ракетоносителей, обтекатели, осколки пироболтов, фекалии, наконец. После окончания срока службы спутники и станции сами превращаются в мусор. Уже сейчас в околоземном пространстве болтается 3-5 млн кг отходов. Очевидно, космический мусор должен быть и в других обитаемых планетных системах.

Как показывают расчеты, даже без межзвездных перелетов, значительная часть космического мусора неизбежно должна самопроизвольно просачиваться из межпланетного пространства в межзвездную среду. Так, давление света центральной звезды "выжимает" к звездам осколки размером меньше долей микрона. Значительная часть крупных предметов выбрасывается из планетной системы при их случайных пролетах вблизи массивных планет. Именно благодаря эффекту "гравитационной пращи" в межзвездные путешествия отправились космические станции "Пионер-10, 11" и "Вояджер-1, 2". Компьютерное моделирование показывает, что таким путем из Солнечной системы улетает не менее трети межпланетного материала. А во внешних частях планетных систем даже столкновения и взрывы космических аппаратов выбрасывают осколки в межзвездное пространство.

Земля - не только колыбель цивилизации, но и галактическая свалка

Творения внеземных цивилизаций могут дрейфовать между звезд миллиарды лет, пока случайно не упадут на Землю. Заметим, что за время своего существования наша планета совершила около 20 витков по галактической орбите, "собирая" древности народов, населявших когда-либо именно ту часть Галактики, которая считается наиболее пригодной для жизни. В июньском за 1996 г. номере английского журнала "Обсерватори" можно найти оценку частоты падений чужих предметов (т.н. артефактов), сделанную автором этих строк.

Допустим, что лишь в каждой сотой планетной системе (т.е. у одной звезды из трех сотен) за все время существования Галактики в межзвездные артефакты массой по 100 г переработан лишь один процент массы астероидов (астероиды или малые планеты считаются отличным сырьем для космической индустрии будущего). Полагая, что масса астероидов в другой планетной системе приблизительно та же, что и в нашей, можно показать, что на Землю должно было бы упасть порядка четырех тысяч предметов. Такая коллекция древностей со всей Галактики вполне обнаружима. И она может быть еще больше, чем оценено выше. Действительно, любой искусственный спутник, облетающий нашу планету на высотах не выше сорока тысяч километров, постепенно тормозится верхними слоями атмосферы Земли и рано или поздно упадет на ее поверхность. Та же судьба должна была бы постигнуть и космические аппараты, запущенные на геоцентрические орбиты существами иных миров. Здесь они могли изучать Землю сотни, миллионы или даже миллиарды лет назад. Не исключено, что следы тех падений вполне сохранились. Наконец, не исключен и прямой завоз чужих артефактов в ходе древних исследовательских экспедиций на Землю.

Внеземные сувениры?

Издавна в пластах пород, отложившихся задолго до появления на свет земного человечества, находили странные, как бы рукотворные предметы. Хотя сообщения о них появлялись в солидных журналах, ученые игнорировали такие находки, наивно полагая, что только люди Земли способны оставлять артефакты, а следовательно, археологические объекты древнее нескольких миллионов лет просто не могут существовать. Однако реальное положение вещей далеко не так просто...

Еще в 1883 году журнал "Американский Антиквар" (т. 5, с. 331) описал находку в угольном карьере штата Колорадо "наперстка Евы" - железного, литого предмета, напоминающего наперсток с выступом у основания. Предмет был обнаружен на глубине 100 м в полом куске угля возрастом около 67 миллионов лет.

К той же далекой эпохе относится и другая интересная находка. В 1968 г. французские спелеологи И. Дрю и Х. Салфати в каменоломне Сент-Жан де Ливе (департамент Кальвадос), в пласте мела обнаружили странные металлические предметы в виде пяти красно-коричневых трубочек длиной 3-9 см, 1-4 см шириной и с прямоугольным сечением. Авторы находки писали: "Сперва эти образования показались нам окаменелостями, но тщательно изучив их, мы убедились в их всецело металлической природе. Проверка на подделку показала, что содержание углерода было выше, чем у современных отливок. Мы были вынуждены рассмотреть гипотезу о том, что они были метеоритами, но было найдено пять кусков, все одинаковой природы, что заставило нас отбросить и эту гипотезу. Остается допустить лишь разумное вмешательство существ, которые могли отливать такие предметы в конце мелового периода" (INFO Journal, 1969, т. I, c. 22).

Подобные находки сделаны не только в дальнем зарубежье. Так, журналист из Ростова-на-Дону В.П. Утенков собрал уникальное досье по предполагаемым ископаемым артефактам, обнаруженным в шахтах и карьерах Приазовья.

В частности, весьма интересен металлический обломок, найденный в 1990 г. в шахте "Комиссаровская" на глубине 450-500 метров. Он является слитком металла серебристо-серого цвета неправильной формы, с размерами 4,2 х 3, 7 х 2,4 см и массой 120,21 грамма. В досье имеется официальное "заключение специалиста" за N 407, выданное северокавказской научно-исследовательской лабораторией судебной экспертизы: "Поверхность слитка неровная, шероховатая, оплавлена... По своему элементному химическому составу исследуемый образец сплава соответствует легированным сталям". Чем не кандидат в обломки внеземной техники, упавшей в доисторические времена?

Иногда такие образования даже наблюдаются в падении с неба. Так, 15 мая 1994 года над Курской, Белгородской и Харьковской областями с севера на юг пролетел белый болид яркостью с молодую Луну. Его полет наблюдали и пятеро сотрудников Харьковской астрономической обсерватории, что позволило оценить скорость болида в 30 км/с и определить район падения метеорита. Там специальная экспедиция во главе с директором обсерватории В. А. Захожаем сделала удивительные находки. Вот описание, сделанное В. А. Захожаем на страницах газеты "Харьковский курьер" (15. 07. 1994).

"На опушке леса мы увидели кратер диаметром около 4 м и глубиной 2,5 м явно взрывного происхождения. Энергия взрыва, способного образовать наблюдаемый кратер, оценивается минимум в 60 кг тротилового эквивалента. Мы обнаружили около 10 кг металлического вещества в радиусе 40-50м от эпицентра взрыва... Вокруг кратера в радиусе 10 м наблюдался вывал леса: посеченные осколками и обгоревшие деревья. Больше всего обгорели два дерева примерно в северном направлении от кратера - наиболее вероятного направления прилета тела...

Форма осколков упавшего тела скорее подтверждает искусственное происхождение, чем естественное. Однако предварительный химический анализ одного из образцов показал его аномальный состав: количество железа в нем заметно превышает содержание обычного фрагмента космического аппарата. Превышения уровня радиации над фоном не обнаружено. Исследования найденных образцов и места падения требуют дальнейшего изучения, но Астрономическая обсерватория не располагает необходимыми для этого средствами".

Судя по скорости болида, тело летело раза в три быстрее, чем максимально возможная скорость искусственных спутников Земли, и явно прибыло из глубокого космоса. Химический состав образца сильно отличается как от нашей космической техники, так и от метеоритов: не обнаружены ни алюминий, ни магний, титана лишь 0,02% (характерные компоненты искусственных спутников); никеля всего 0,04% (в метеоритах 6-15%); меди раз в десять больше, чем в метеоритах - 0,3%; зато железа - 99%. Автору посчастливилось держать те осколки в руках. Самый крупный из них выглядит как взорванная и смятая труба угловатого сечения длиной в полметра и 2-3 см толщиной со следами нарезки на поверхности. Такая массивная деталь кажется более уместной в тяжелом танке, чем в не терпящей лишнего веса ракетно-космической технике. Тем не менее, хорошо видны окалина и сетка мелких бороздок на поверхности одного из обломков - следы полета в атмосфере с космической скоростью...

Удивительные предметы падали с неба и задолго до запуска первого искусственного спутника Земли. Автор опубликовал сводку таких сообщений в журнале РАН "Земля и Вселенная" (1995, N1). Но, к сожалению, специалисты по метеоритам интересуются исключительно естественными образованиями из космоса, упуская возможность изучать возможные материальные памятники иных культур Галактики.

Поэтому чрезвычайно важно не дать "кануть в Лету" сообщениям о падениях и о находках необычных артефактов в карьерах и шахтах. Автор будет благодарен за любую информацию на эту тему, которую следует направить в редакцию или по адресу: 344007 г.Ростов-на-Дону, Почтамт, а/я 1204.

Алексей Архипов, опубликовано в "Аномалия" №3, 1997