Поиск внеземной жизни: от теории к практике

Наука о возможности внеземной жизни

Вопрос о том, одиноки ли мы во Вселенной, по-научному можно было ставить уже в конце XVI в.– после того как гелиоцентрическая система мира Коперника вытеснила в сознании передовых людей того времени предшествовавшую ей геоцентрическую систему мира Птолемея. Земля перестала быть центром Вселенной и заняла место одной из рядовых планет Солнечной системы, не выделяясь среди последних ни размерами, ни массой. Как только наша планета лишилась того особого положения, которое отводила ей Библия, законным стал вопрос: если Земля не уникальное явление космоса, то насколько возможно существование других земель, других неизвестных вместилищ разума?

Уяснение места Земли и Солнца среди других планет и звезд – один из самых важных вопросов, которыми занималась, занимается и еще долго будет заниматься астрономическая наука. Разумеется, речь идет не о геометрическом месте в пространстве, которое определяется координатами и может быть легко и точно вычислено методами небесной механики. Изучая вопрос о месте Солнечной системы в ряду других объектов космоса, мы прежде всего хотим знать, когда и каким путем образовались светило и планеты, в чем их сходство или отличие от других планетных систем, если таковые существуют, какова дальнейшая эволюция Земли и Солнца, есть ли общие черты в развитии Солнца и звезд.

Нельзя сказать, что на все эти вопросы получены однозначные, исчерпывающие ответы. Но многое из того, что хотелось бы знать, уже известно. В предыдущих разделах говорилось о том, что представляет наша планета в сравнении с другими телами Солнечной системы, каковы ее физические особенности. Ну а Солнце – наше центральное светило? Каково его место в мире других звезд, не может ли оно претендовать на роль главного или, по крайней мере, заметного объекта изученной части Вселенной?

Основные физические параметры Солнца известны довольно точно. Его масса в 332 тысячи раз больше массы Земли, а светимость Солнца такова, что в одну секунду с его поверхности излучается в космическое пространство много лучистой энергии. Радиус излучающей поверхности, который принимается за радиус светила, составляет без малого 700 тыс. километров. Остается добавить, что средняя температура поверхности Солнца равна 5770 К, а возраст около 5 млрд. лет. Конечно, эти числа впечатляют, когда мы оцениваем их на свои, земные мерки. Но, как легко убедиться, в сравнении с другими звездами Солнце ничем особенным не выделяется.

В нашей звездной системе – Галактике (или как ее еще называют – Млечном Пути) должно быть по современным оценкам от 200 до 400 млрд. звезд, образующих в пространстве конфигурацию, напоминающую утонченный к краям диск с заметной выпуклостью посередине.

Первые результаты поиска внеземной жизни

В 1960 г. была предпринята смелая попытка обнаружить не только планеты других звезд, которые могли бы быть населены разумными существами, но обнаружить сам разум чужих миров, если он в своем развитии достиг способности к радиообщению. При помощи радиотелескопа с антенной диаметром 26 м прослушивались сигналы от двух близких звезд: тау Кита и эпсилон Эридана, удаленных от нас на расстояние 12 и 11 световых лет соответственно.

Аналогичные исследования, правда в большем масштабе, были начаты в России под руководством члена-корреспондента АН России В. С. Троицкого. К настоящему времени в разных радиоастрономических обсерваториях мира «прослушаны» тысячи звезд и галактик и даже целые районы отдельных участков неба. Радиопоиск велся на разных частотах приема, в разных режимах, с разными приборами и телескопами, но ничего похожего на признаки «разумности» радиосигнала обнаружить не удалось. Исследуемые объекты испускали радиосигналы, которые им позволяли законы природы в соответствии с их физическими характеристиками: температурой, плотностью, размерами и скоростями движения. Иными словами, они жили своей природной жизнью, как бы не замечая нашего возросшего к ним интереса и никак не реагируя на него.

Правда, был случай, когда английские астрономы зарегистрировали строго периодически повторяющиеся радиосигналы. Они испускались невидимым в оптический телескоп объектом, и это обстоятельство породило надежду на то, что наконец-то человечество приняло искусственный сигнал, посланный разумными существами. Однако вскоре выяснилось, что радиоизлучение шло от необычной, очень маленькой и быстро вращающейся звезды нового типа, который ранее не был известен ученым. Так были открыты нейтронные звезды.

Еще не использовав все возможности пассивного радиопрослушивания космоса, астрономы решили, что настало время самим направить мощный радиопризыв в Галактику, продемонстрировав таким образом потенциальным партнерам свое желание и техническую возможность вести переговоры. Адресатом было избрано шаровое звездное скопление М 13 в созвездии Геркулеса, состоящее из сотен тысяч звезд почтенного возраста (приблизительно 10 млрд. лет).

Передача была осуществлена с помощью 300-метрового телескопа обсерватории Аресибо и содержала всего 1679 единиц информации, однако ученым удалось так искусно ее закодировать, что, расшифровав ее, получатель мог узнать о нас очень многое – как выглядит человек и тот прибор, с помощью которого отправлен радиосигнал, как устроена наша планетная система, каковы химические основы нашей человеческой биологии и многое другое. Даже если послание будет принято кем-то, но не будет правильно или полностью расшифровано, сам факт его передачи укажет на то, что мы существуем и хотим вступить в контакт. Нам остается теперь только набраться терпения и ждать ответной посылки. Ждать придется недолго, если мерять по астрономическим меркам – в лучшем случае всего... 50 тыс. лет, так как адресат находится на расстоянии 25 000 световых лет.

Возможна ли разумная жизнь на других планетах

Чтобы занять чем-то столетия томительного ожидания, ученые решили поискать признаки жизни где-нибудь поближе. И тут их вниманием, прежде всего, завладела четвертая планета. Марс давно привлекал ученых как планета, где есть надежда обнаружить формы жизни, похожие на земную. Возможность проверить это предположение появилась в связи с развитием космической техники. Но прежде чем перейти к разговору о методах обнаружения марсианской жизни, хотелось бы в нескольких штрихах обрисовать тот психологический фон, который в значительной мере стимулировал изучение Марса на протяжении последних ста лет.

Как уже отмечалось в главе «Солнечная система открывает свои тайны», в последней четверти прошлого века большую известность получили результаты исследования Марса итальянским астрономом Дж. Скиапарелли. На основании десятилетних наблюдений планеты Скиапарелли пришел к выводу, что ее поверхность покрыта густой сетью «каналов», соединяющих марсианские «моря». Правда, сам ученый полагал, что марсианские «моря», как и лунные, являются участками суши, отличающимися окраской от остальной поверхности, и поэтому предположение о том, что водные каналы – результат разумной деятельности марсиан, считал научно необоснованным. Тем не менее мысль о марсианских каналах была подхвачена и даже нашлись люди, которые пожертвовали ради ее подтверждения своими финансами, временем, способностями. Ярким представителем последних был астроном П. Ловелл, который на свои деньги построил в штате Аризона неплохую по тем временам обсерваторию и занялся тщательным исследованием каналов. Одержимый идеей о населенности Красной Планеты разумными существами, Ловелл «открыл» растительность вдоль каналов, объяснил ее сезонные изменения. Он активно пропагандировал свои идеи и опубликовал несколько книг, в которых Марс обрисовывался как пристанище разумной жизни.

Несмотря на то, что вскоре астрономами была доказана невозможность жизни на Марсе в той форме, в какой ее описывал Ловелл (главным образом из-за низких температур и отсутствия воды), его увлеченность заразила многих любителей астрономии, и мысль об обитаемом Марсе пустила глубокие корни в общественном сознании. Человечество наконец-то почувствовало себя не одиноким в безбрежных глубинах космоса, и лишь протестующие высказывания отдельных ученых-астрономов несколько приглушали всеобщий восторженный гул ликования. Создавались общества друзей жителей Марса, обсуждались проблемы установления контактов, не было недостатка в популярных публикациях на тему о марсианах. Земля готовила себя к исторической встрече с близким космическим соседом.

Глубину общественного заблуждения относительно разумной жизни на соседней с Землей планете характеризует такой пример. Парижская Академия наук обещала премию в 100 000 франков человеку, установившему прямой контакт с любым внеземным жителем, но только не с марсианином! Эта возможность рассматривалась учеными мужьями как легкая и сама собой разумеющаяся.

И еще один пример. В 1938 г. в США во время трансляции по радио постановки по фантастическому роману Г. Уэллса «Война миров» о нашествии марсиан возникла общенациональная паника. Конечно, создатели радиоспектакля постарались придать инсценируемым действиям черты реальности и это только усугубило результат. Проявив удивительное легковерие, сотни тысяч американцев покинули свои жилища и бросились искать спасения от воображаемых марсиан.

Когда почти через 40 лет после описываемых событий на четвертую планету отправились земные космические корабли, ученые знали, что земная интеллектуальная форма жизни там почти невероятна. Однако в условиях разреженной бескислородной атмосферы и интенсивного ультрафиолетового облучения допускалась возможность существования примитивных форм органической жизни. Для ее обнаружения спускаемые на поверхности Марса посадочные модули были снабжены автоматическими лабораториями, которые должны были подвергнуть биологическому и химическому анализам образцы местной почвы.

По материалам книги Пугач А.Ф.; Чурюмов К.И. Небо без чудес, Издательство: К.: Политиздат, 1987 год