О существовании внеземного разума: научное предвидение и эмпирический опыт

Ссыпаясь на данные биологии, астрономии и космонавтики, автор статьи анализирует вероятностный фактор, дающий возможность теоретически обосновать наличие внеземной жизни. При этом в качестве аргумента используется концепция "заселенности Галактики" Ф.Дрейка, исходящая из того, что жизнь во Вселенной возникает непрерывно по мере того, как образуются планеты с соответствующими условиями.

Последние несколько десятков лет внимание ученых приковано к проблеме поиска разумной жизни во Вселенной. Надо сказать, что вопрос обнаружения внеземных цивилизаций является проблемой поиска и исследования того, что теоретически возможно. Это обычная постановка задачи в науке, аналогичная, например, выявлению предсказанных теоретически кварков, нейтронных звезд, гравитационных волн. Вместе с тем, попытки землян обнаружить признаки разумной жизни на других планетах могут дать результат, имеющий не только естественнонаучное значение, но и несущий большой философский смысл. Так, в случае обнаружения внеземного разума непременно возникнут вопросы: желателен ли контакт с другими цивилизациями? Сможем ли мы унаследовать Тысячелетнюю Мудрость Вселенной? Не постигнет ли нас после установления контакта с инопланетянами порабощение, эксплуатация или даже уничтожение? Разумно ли вообще технологически молодой цивилизации землян объявлять о своем существовании? Если же никаких признаков внеземной цивилизации не будет выявлено, то опять-таки человечество должно задуматься над феноменом уникальности жизни, которая может быть прервана в результате неконтролируемого вмешательства Homo Sapiens в природную среду.

Представление о том, что разумная жизнь существует не только на нашей планете возникли в глубокой древности. По-видимому, корни этих представлений восходят к временам первобытных культов, "оживляющих" окружавшие людей предметы и явления. Например, идеи о множественности обитаемых миров содержатся в буддийской религии, где они связываются с идеалистической идеей переселения душ. Космология буддизма восходит к древней трехчленной схеме мироздания. Вселенная представляется состоящей из трех расположенных друг над другом миров: нижнего - кама дхату (мир чувств), среднего - рупа дхату (мир форм), верхнего - арупа дхату (мир отсутствия форм). Каждый из них, в свою очередь, делится на ярусы, обитатели которых отличаются степенью совершенства. Жители нижнего из миров наименее совершенны, им присущи грубые плотские потребности. Обитатели среднего мира стоят на ступень выше - они не испытывают чувственных влечений, но ещё сохраняют бренную оболочку, форму (поэтому этот мир и называется миром форм). О живущих в высшем из миров в буддийских сочинениях говорится, что поскольку они не имеют видимого тела, невозможно сказать что-либо об их внешности. Цель бытия состоит в том, чтобы, постоянно совершенствуясь, избавиться от всего грубого и чувственного и попасть в число высших небожителей [3, 130].

По мере развития астрономии представления о множественности обитаемых миров становились более конкретными и научными. Большинство греческих философов (как материалистов, так и идеалистов), считало, что наша Земля никоим образом не является единственным обиталищем разумной жизни. Например, материалистическая философская школа Эпикура, развивая учение о множественности обитаемых миров, представляла эти миры подобными нашей Земле [9, 11]. Приверженцем идеи о множественности обитаемых миров и безграничности их числя был и замечательный римский философ-материалист Лукреций Кар. В своей знаменитой поэме "О природе вещей" он писал: "Весь этот видимый мир вовсе не единственный в природе, и мы должны верить, что в других областях пространства имеются другие земли с другими людьми и другими животными" [9, 11].

В течение последующих полутора тысяч лет господствовавшая христианская идеология, опираясь на учение Птолемея, считала Землю средоточием Вселенной. В таких условиях ни о каком развитии представлений о множественности обитаемых миров не могло быть и речи. Крушение птолемеевой системы, связанное с именем Николая Коперника, впервые показало человечеству его истинное место во Вселенной. Коль скоро Земля была "низведена" до одной из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца, мысль о том, что и на других планетах также возможна жизнь, получила серьезное научное обоснование.

Первые телескопические наблюдения Галилея, открывшие новую эпоху в астрономии, поражали воображение современников. Стало ясно, что планеты - это небесные тела, во многих отношениях похожие на Землю. Естественно, возникал вопрос: если на Луне есть горы и долины, почему бы не считать, что там есть и города, населенные живыми существами? И почему бы не считать, что наше Солнце не является единственным светилом, окруженным сонмом планет? Эти смелые идеи в ясной и недвусмысленной форме высказал великий итальянский мыслитель XVI века Джордано Бруно. В 1584 году вьшла в свет его книга "О бесконечности Вселенной и мирах". В ней Д. Бруно говорит: "Совершенно не нужно допытываться, существует ли вне неба пространство, пустота и время, потому что единым является... безмерное пространство, которое мы можем свободно назвать пустотой; в нем находится бесчисленное множество шаров, подобных тому, на которых мы живем и прозябаем... На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их" [2; 219, 232].

Во второй половине XVII и в XVIII веках учеными и философами было написано много книг, посвященных проблеме множественности обитаемых миров. Так, Христиан Гюйгенс, которого по праву можно считать одним из основоположников современной астрономии, полагал, что на Меркурии, Марсе, Юпитере и Сатурне есть поля, "согреваемые добрым теплом Солнца и орошаемые плодотворными росами и ливнями" [8, 68].

Убежденными сторонниками идеи о множественности обитаемых миров были М. Ломоносов, Э. Кант, П.Лаплас, В. Гершель. Лаплас в начале шестой главы своего "Изложения системы мира" писал: "Это светил (Солнце) не только действует своим притяжением на все шары (планеты и кометы)..., но и распространяет на них свой свет и тепло. Его благоприятное влияние способствует появлению животных и растений, покрывающих Землю. Аналогия приводит нас к мысли, что оно производив такое же действие на другие планеты, так как естественно думать, что материя, разнообразие которой мы видим проявляющимся столькими видами, не бесплодна на такой большой планете как Юпитер, который, как и земной шар, имеет свои дни и ночи, свои годы, и на котором наблюдения отмечают изменения, указывающие на наличие очень активных сил" [4,310-311].

Принципиально новый этап в развитии представлений о множественности обитаемых миров начался с запуска первого искусственного спутника Земли и полетов человека в Космос. Вопрос о жизни на других планетах, бывший до этого чисто абстрактным, приобрел реальное практическое значение. Как предсказывают специалисты, в ближайшие годы он будет решен экспериментально.

Утверждение о том, что разумную жизнь в Галактике обнаружить легче, чем простейшую, может показаться парадоксальным. Однако это действительно так. Разум в стадии технологической цивилизации может "дать о себе знать" или просто обнаружить себя невольно благодаря специфическим для его деятельности излучениям, которые в природе не возникают и являются "изделием" разума (телевидение, радиолокация, радиосвязь). В то же время более развитые в техническом, а главное в социальном аспекте цивилизации могут сами организовывать целенаправленную посылку сигналов. В США и бывшем Советском Союзе поиск таких сигналов начался в конце 1960-х годов. Его инициатором выступили ученые двух стран, среди которых были американский астрофизик Карл Саган и член-корреспондент Академии наук СССР Иосиф Шкловский. В своих изысканиях они отталкивались от теорий "населенности Галактики" американца Ф.Дрейка и "развития цивилизаций" российского ученого Н.С. Кардашова.

Концепция Ф.Дрейка исходит из того положения, что жизнь во Вселенной возникает непрерывно по мере образования планет с подходящими условиями. Это означает, что разумная жизнь на других мирах и в нашей Галактике существует уже почти десяток миллиардов лет. За это время здесь могло возникнуть более ста миллионов технологических цивилизаций. Если время жизни цивилизаций ограничено только временем Галактики или соответствующей звезды, то все эти цивилизации существуют и сейчас, и среднее расстояние между ними менее ста световых лет.

Однако, практические шаги, предпринятые позже с целью поиска разумной жизни во Вселенной, не дали положительных результатов. Ни мощнейшие радиотелескопы, ни станции "Пионер-10" и "Пионер-11", запущенные американцами в начале 1970-х годов и несущие в открытый космос информацию о планете Земля, ни длительные полеты отечественных космонавтов не выявили никаких признаков внеземного разума. На этот счет среди ученых бытуют разные точки зрения.

Ф.Дрейк объясняет ненабдюдаемость цивилизаций тем, что их срок жизни в технологической "коммутативной" фазе очень мал. Они гибнут еще в "младенческом" возрасте, не успевая установить связь. Возражая Ф. Дрейку, член-корреспондент Академии наук СССР, занимавший в 70-80-х годах пост председателя секции "Поиски космических сигналов искусственного происхождения" при совете по радиоастрономии АН СССР, В.Троицкий говорит, что трудно согласиться с фатально короткой шкалой жизни внеземных цивилизаций, поэтому такое объяснение негативного результата их поисков вряд ли приемлемо. По мнению В.Троицкого, если в Галактике высокоразвитых цивилизаций много, то часть из них неизбежно должна была достигнуть уровня сверхцивилизаций и иметь "за плечами" миллионы лет технической эры. Деятельность таких цивилизаций нельзя было бы не заметить, и если мы их не обнаруживаем, то значит, внеземных цивилизаций нет вообще [7, 19]. К такому же выводу пришел и И.Шкловский. После многолетних попыток обнаружить внеземную цивилизацию, уже в конце своего жизненного пути, он заявил, что жизнь, а тем более разумная, - явление чрезвычайно редкое, исключительное, а может и уникальное, так что наша Земля - ее единственная обитель, одинокий "факел" разума во Вселенной [9, 320]. К подобной точке зрения впоследствии присоединились многие ученые разных стран, так или иначе имеющие отношение к поискам внеземного разума. Например, американцы М.Харт и Ф.Типплер заявили, что благодаря стремлению разума к распространению по Галактике, последняя неизбежно должна была бы "колонизироваться" за срок менее десяти миллионы лет, ничтожный по сравнению с временем жизни цивилизации. Этого нет, следовательно, нет в Галактике и цивилизаций. Подобные выводы поставили в начале 80-х годов последнюю точку в поисках внеземной жизни, отдав это занятие на откуп колдунам и предсказателям судеб.

Тем не менее, несмотря на сокращение финансирования программ, связанных с попытками обнаружения жизни на других мирах, углубление знаний, вызванное дальнейшим изучением планет и космического пространства в целом, снова и снова возвращает ученых к мысли о возможности существования внеземных цивилизаций. И для этого есть веские аргументы. Так, современные биологи показали, что жизнь - это химический феномен, отличающийся от прочих химических процессов проявлением генетических свойств. Во всех известных живых системах носителями этих свойств служат нуклеиновые кислоты и белки. Сходство нуклеиновых кислот, белков и работающих на их основе генетических механизмов самых различных видов практически не оставляет сомнения в том, что все живые существа, ныне обитающие на Земле, связаны эволюционной цепью, которая соединяет их также с существовавшими в прошлом и вымершими видами. Подобная эволюция - естественный и неизбежный результат работы генетических систем. Таким образом, несмотря на бесконечное разнообразие, все живые существа на нашей планете принадлежат к одной семье. На Земле фактически есть лишь одна форма жизни, которая могла возникнуть только однократно.

Основным элементом земной биохимии является углерод. Химические свойства углерода делают его особенно подходящим для образования такого типа больших информационно богатых молекул, которые необходимы для построения генетических систем с практически неограниченными Эволюционными возможностями. Космос очень богат углеродом, и целый ряд данных (результаты лабораторных экспериментов, анализов метеоритов и спектроскопии межзвездного пространства) свидетельствует, что образование органических соединений, подобных тем, которые входят в состав живой материи, достаточно легко и в широких масштабах происходит во Вселенной. Поэтому вероятно, что если жизнь существует где-то за пределами Земли, то она также основана на химии углерода и может возникать повсюду и в любое время.

Ещё в 1908 году известный шведский ученый Сванте Аррениус выдвинул гипотезу так называемой панспермии. Он полагал, что жизнь уродилась не на нашей планете, а была занесена откуда-то из космоса [8, 45]. Однако впоследствии было установлено, что микроорганизмы не могут путешествовать между звездами сами по себе - они будут убиты космической радиацией. О гипотезе Аррениуса забыли, но в 1980-х годах голландские ученые М.Гринберг и П.Вебер решили экспериментально проверить какова выживаемость микроорганизмов в космосе. Они сосали соответствующие условия в земной лаборатории. К своему удивлению М.Гринберг и П.Вебер обнаружили, что ультрафиолетовые лучи менее губительны, чем считалось ранее. И выживаемость спор при космической "стуже" - десять градусов по Кельвину - оказалась лучшей, чем при комнатной температуре.

Ученые попытались также выяснить, не будут ли споры защищены от радиации межзвездными молекулярными облаками. Они заморочили на спорах смесь воды, метана, аммиака и окиси углерода. При этом вокруг спор образовались тонкие оболочки. Эти оболочки и оказались вполне подходящей защитой, поглощающей большую долю ультрафиолетового излучения. Чувствительность спор к его поражающему действию снижалась почти в десять раз.

В итоге М.Гринберг и П.Вебер пришли к выводу, что некоторые споры, по-видимому, сохраняют жизнеспособность даже после странствий в космосе от 4,5 до 45 миллионов лет. Такой срок вполне достаточен, чтобы жизнь была перенесена с одной планетной системы в другую, даже если сами планеты имеются только у одной звезды из тысячи.

Надо сказать, что гипотеза панспермии и теория "населенности Галактики" Ф.Дрейка получили "новую жизнь" после исследований в 1986 году кометы Галлея, в которых участвовали физики, химики, астрономы из многих стран. Как известно, эта комета, открытая еще 1682 году английским мореплавателем и ученым Эдмундом Галлеем раз в 76 лет проходит вблизи Солнца, в результате чего становится хорошо видимой с Земли. К моменту очередного появления кометы на встречу ей стартовали три международные экспедиции. Это - "Вега" под эгидой Советского Союза, "Джотто" под флагом Европейского космического агентства (ЕКА) и "Планета-А" под руководством Института космоса и астрономии Японии. В ходе широкомасштабных исследований было установлено, что тело кометы в основной своей массе состоит изо льда [1, 226-227]. Ученые в этой связи высказали предположение, что кометы могут служить своеобразными транспортными средствами, разносящими жизнь во Вселенной, ведь в глыбах кометного льда не исключается наличие микроорганизмов, которые, попадая в благоприятную среду, дают начало новой жизни.

Таким образом, мнения ученых относительно существования внеземных цивилизаций расходятся. Данный феномен можно объяснить многочисленными пробелами в современном научном знании. Нам пока не известно, сколь широко распространены планеты, мы не знаем, каким , путем возникла жизнь на Земле. Наряду с этим, наука все же еще не может с большой точностью объяснить сущность эволюционных процессов, приведших к появлению мыслящего существа - человека. На разлом во взглядах относительно проблемы существования внеземных цивилизаций оказывает влияние и то, что до настоящего времени все по-пытки их обнаружения не дали положительных результатов. Полученные сведения, добытые в процессе реализации специальных программ поиска, астрономические и радиоастрономические наблюдения говорят, что таких "сверхцивилизаций" нет. Но, несмотря на то, что в ближайшем от нас космосе (доступном для наблюдения) никаких признаков разумной жизни обнаружить пока не удалось, ученые не прекращают поисков. Как писала известный американский астроном профессор Дина Моше, "если мы обнаружим другие разумные цивилизации, то они смогут научить нас, как решать проблемы, угрожающие сейчас жизни на Земле. Если нет, то затраты все равно не пропадут, так как мы сможем ожидать большого притока знаний на благо человечества от интеллектуальных попыток такого масштаба" [5, 236].

В заключение отметим бесспорный факт, установленный наукой: одна Галактика содержит миллиарды звезд, а галактик по меньшей мере многие миллиарды. Следовательно, при невообразимом разнообразии физических условий в бесконечной Вселенной для жизни остается все-таки великое множество миров.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Г.А., Мороз В.И. Ядро кометы Галлея.// Наука и человечество. Международный ежегодник. - М., 1988. -С.215-231.
2. Бруно Д. О бесконечности Вселенной и мирах. - М.: Соцэкгиз,1936.-356 с.
3. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. - Новосибирск: Наука, 1988. - 176 с.
4. Лаплас П.С. Изложение системы мира. -Л.: Наука, 1982. - 362 с.
5. Моше Д. Астрономия. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.- 255с.
6. Пугач А.Ф., Чурюмов К.И. Небо без чудес. - Киев: Изд-во полит, литературы Украины, 1987.-231 с.
7. Троицкий B.C. Проблема внеземных цивилизаций. // За рубежом. - 1980. -№18.
8. Хоровиц Н. Поиски жизни в Солнечной системе. - М.: Мир, 1988.-187с.
9. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. Издание шестое, дополненное.- М.: Наука, 1987.-320 с.

Барвинский, А.А. О существовании внеземного разума: научное предвидение и эмпирический опыт [Текст] / А.А. Барвинский // Философские науки. – Сумы: Издательство СумДПУ имени А.С.Макаренка. — 2001. — С. 134-142.

Источник: http://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/2682