И все начнется снова, а повторится?

В предыдущей публикации на космологическую тему «Нестандартные размышления о Стандартную космологическую модель» (газета «Новини Закарпаття», № 103-104 от 18.09.2010 г.) говорилось о популярной ныне Стандартной модели мироздания, по которой вселенная в нашу эпоху непрерывно расширяется с ускорением.

Эта модель является открытой, поскольку предполагает, что вселенная родился лишь один раз в результате так называемого Большого Взрыва (БВ) около 14 млрд. лет назад и с того момента расширяется (в разные эпохи с различной скоростью). В наше время рост темпов ускорения приобрел постоянный характер, то есть вселенная расширяться вечно с возрастающей скоростью по направлению к своей тепловой смерти.

Вечность - в бесконечном ряду циклов

В упомянутой статье мною было высказано альтернативное мнение. Вкратце напомним основные положения наших "нестандартных размышлений". Вероятно, все же в эволюции сущего более вероятна не открытая модель, а модель вселенной, которая пульсирует. По Стандартной модели, в результате действия недавно открытой так называемой темной энергии - энергии космического вакуума, которая действует как сила отталкивания (антигравитация), - скорость космологического расширения должна расти ... до бесконечности. Ведь сила отталкивания темной энергии (в отличие от гравитации) является пропорциональной. Это означает: чем больше пространство между галактическими структурами, тем мощнее антигравитация. Поскольку в процессе расширения пространство непрерывно увеличивается, должна возрастать безгранично и сила отталкивания, а вместе с ней и скорость разбегания галактик.

Но, с другой стороны, по Специальной теорией относительности А. Эйнштейна, скорость движения любых материальных тел в пространстве не может превышать скорость света в вакууме (около 300 тысяч км/сек). Получается, ускорение скорости космологического расширения не может быть бесконечным, поскольку она ограничена скоростью света! Более того, по теории относительности, никакие материальные тела и структуры (кроме, конечно, фотона) в принципе не способны двигаться со скоростью светового луча. Потому что при приближении их скорости к световой масса начнет расти до ... бесконечности. А вместе с массой, как мы знаем из школьного курса физики, увеличивается по определенному закону и сила тяготения. Таким образом, делаем вывод, что в далеком будущем, когда скорость движения галактических структур в процессе ускоренного расширения вселенной приблизится вплотную к скорости света, их масса начнет стремительно увеличиваться. А рост массы повлечет наращивание гравитации. И неустанно растущее притяжение будет оказывать все большее сопротивление антигравитации. Благодаря этому материальные тела и структуры на определенном этапе прекратят отталкиваться друг от друга и начнут сближаться, подчиняясь возрастающей силе тяготения.

Теория гласит, что гравитация имеет сжать всю массу / энергию "в точку", т.е. в состояние так называемой космической сингулярности, характеризующееся бесконечно большой плотностью массы / энергии и бесконечно высокой температурой. Таковы последствия известных нам физических законов. А какие законы действуют в условиях сингулярности?

Доктор физико-математических наук, профессор государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, МГУ, Артур Чернин в книге "Космология: Большой взрыв" пишет: "В сингулярности или около нее вселенной управляет совсем другая физика, которая совершенно не сводится к тому, что мы сейчас знаем о ее законы". Итак, в сингулярности, когда плотность массы / энергии и температура достигнут определенного предела, в действие вступят другие физические законы. И масса / энергия в подобных экстремальных условиях взорвется самочинно в очередном Большом Взрыве. И начнется новый цикл эволюции - этап расширения массы / энергии, ее разнообразных физических и химических эволюционных преобразований в процессе этого расширения и, наконец, формирование новой вселенной.

И вряд ли для реализации такого сценария нужны бесконечные показатели плотности и температуры. БВ может произойти далеко до сжатия массы / энергии "в точку". Большой Взрыв произойдет каждый раз, как только массу / энергию вселенной будет сжато до критических параметров плотности и температуры. Не случайно Алекс Виленс (Александр Виленкин), профессор университета Тафтса (США), в своей книге «Мир многих миров: в поисках других вселенных» представляет материю в состоянии космической сингулярности не" точкой ", а" первичным огненным шаром ". По нашему мнению, эта пуля может иметь диаметр массивной планеты, а то и звезды ... Следовательно, вечность мироздания - в бесконечной череде эволюционных циклов: Большой Взрыв - расширение-сжатие к космической сингулярности - и снова Большой Взрыв.

В каждом цикле - новое качество вселенной?

В прошлом веке, когда еще не было известно о антигравитационном действие космического вакуума, пульсирующая модель сущего была такой же популярной, как и ее "сестры" - модели открытая и закрытая. Отдельные космологи считали, что при реализации пульсирующей модели в любом цикле должно абсолютно все в точности повторяться. После очередного БВ процессы расширения и трансформации массы / энергии должны копироваться с точностью процессов, протекавшие в предыдущих циклах. И с подобными последствиями каждый раз образовываться в равной пропорции все составляющие очередного вселенной - от самых маленьких элементарных частиц до звезд и планет, других космических тел, галактик, их групп, скоплений и сверхскоплений. Каждый раз будет рождаться очередная "ксерокопия" вселенной – идентичная как крупномасштабной структуре, так и идентичная в глубинах строения микрочастиц вещества.

Получалось, что в каждом цикле пульсации на определенном этапе образовываться каждый раз и новая солнечная система, и планета Земля с точно таким же Луной на орбите, и жизнь будет возникать на каждом Земли, и развиваться ("очередная"?) человеческая цивилизация ... И даже "в свое время" такие же читатели читать точно такой же номер "Новостей Закарпатье"...

Однако анализ новейших достижений астрономической науки свидетельствует об обратном. В случае реализации модели пульсирующей вселенной, повторяться, наверное, будет только самая общая схема сущего. Как сказано выше, после очередного БВ масса / энергия будет расширяться по знакомому нам сценарию, образуя пространство-время и определенную структуру материи. И так до определенного рубежа. Затем расширение сменится сжатием. Масса / энергия вновь достигнет экзотического состояния сингулярности и ... взорвется очередной раз.

Между тем, при этом качество материи вряд ли будет повторяться. Не исключено, что в природе действует общий закон бесконечности уникальностей. Его можно приблизительно сформулировать так: каждая достаточно сложная система в природе является оригинальной, единственной в своем роде, неповторимой, то есть уникальной. Следовательно, в каждом цикле пульсации энергия может презентоваться в другой (своеобразной!) ипостаси. Не обязательно в виде привычного нам барионного вещества и знакомого нам излучения. В нашей вселенной, т.е. в нашем цикле пульсации, например, господствует материя. А в другом цикле это может быть антиматерия т.д. Энергия может проявлять себя в самых различных формах, "отгадать" которые не хватит самой бурной человеческой фантазии.

Эй, инопланетяне, где вы?

Эта мысль впервые была высказана именно на страницах "НЗ" еще полтора десятилетия назад ("На небосклоне - хвостатая красавица", "НЗ" от 26.03.1996 г.) С тех пор астрономическая наука сделала огромный шаг вперед. И новейшие исследования не отрицают правильности такого суждения. Как недавно сообщили СМИ, с помощью целого семейства космических телескопов, что в XXI веке "работают" на околоземных и околосолнечных орбитах, и мощных наземных радиотелескопов уже открыто более 1235 экзопланет, т.е. планет в других звездных системах. Многие из них нашла специализированная автоматическая космическая обсерватория "Кеплер", которая запрограммирована на поиски планет в других звездных системах Галактики и передает информацию с околосолнечной орбиты уже третий год. В специальный каталог, который ведет Парижская обсерватория, по состоянию на 1 января 2011 года занесено пока лишь 519 планет. Остальные еще не включены в каталог, потому что полученная информация обязательно проверяется наземными наблюдательными средствами.

Среди найденных более 1200 "чужих" планет лишь одна из десяти по величине может быть сравнима с Землей. Но величина (диаметр диска) - это лишь одна из многих необходимых качественных характеристик в сравнительном анализе планет, когда говорится о возможном наличии на них жизни. Астрономы не сдаются, упорно ищут планету - близнеца Земли, которая бы не только размером, но была подобная и другими физическими и химическими свойствами.

Прежде всего, массой и геологическим строением, температурными условиями на поверхности, наличием жидкой воды и соответствующей атмосферы и т.д. Но вряд ли на этом романтическом пути ждет успех. Хотя мечтатели-уфологи уже сегодня восторженно рассказывают о контактах с подобными нам инопланетянами, якобы систематически прилетающими на Землю с визитами ... Порассуждаем! В грандиозном вселенной, вероятно, были раньше, или есть сейчас, или образуются в будущем планеты, на которых могло (или может) зародиться жизнь, даже развиться до стадии разумного. Астрономы теоретически подсчитали, что в нашей Галактике (Млечный путь), например, может существовать до полумиллиарда планет, на которых может развиться жизнь. (Но развилась ли?)

Надо иметь в виду, что нас отделяют от других возможных цивилизаций не только огромные космические пространства, но и такой принципиальный физический фактор, как пространство-время. Простой пример. Каждый из нас в прошлом имел прапрапрадеда и прапрапрабабушку. Но физически мы никак не можем с ними встретиться, потому что между нами лежат века времени (может, чуть больше). Между тем, диаметр спирали Млечного пути достигает ста тысяч световых лет! Поэтому инопланетянам из других космических миров, чтобы встретиться с нами, надо "преодолеть" не какое-то одно "ничтожное" столетие, а тысячи и десятки тысяч лет. Разве не так? Что уж говорить о ста миллиардах других галактик вселенной!

Также надо учесть, что на других планетах если и разовьется жизнь, то она будет совершенно другой, непохожей на земную, и разум будет совсем другим. Почему?

Как известно, очень похожими друг к другу являются лишь однояйцевые близнецы. Они рождаются от одного отца и с одной материнской яйцеклетки. То есть геномы каждого из близнецов состоят из идентичных отцовских и материнских генов. А эти гены являются производными от конкретных родителей как матери, так и отца, т.е. от индивидуальных геномов дедов-бабушек, прадедов-прабабушек и т. д. в глубь времен.

В космической "семье" близнец Земли мог появиться только в одном случае: если бы 4,5 млрд. лет назад при образовании Солнечной системы на третьей от Солнца орбите образовалась не одна планета (которую мы назвали Землей), а две совершенно одинаковых (и еще и с одинаковыми по массе спутниками - как наша Луна). Но так не случилось! А в другой звездной системе такого близнеца не найти! Опять-таки - почему?

Солнечная система (следовательно, и наша планета) образовалась из конкретного газопылевого облака. Откуда взялась эта тучка? Наверное, это был остаток звезды предыдущей генерации, которая "прожила" свой возраст и по физическим законам взорвалась, сбросив в окружающее пространство основную массу своего вещества. (Кстати, подобное должно произойти и с Солнцем примерно через 5 млрд. лет). Эта газопылевое облако и стало генетическим материалом как для Земли, так и для Солнца, других членов Солнечной системы. Веду к тому, что экзопланеты других звездных систем, на которых надеемся найти жизнь, тем более вроде нашего, разумного, образовались из других газопылевых облаков, то есть из другого генетического материала. Поэтому, искать среди них близнеца Земли - это все равно, что искать двух одинаковых людей среди скандинавов и аборигенов Австралии...

Надо учесть и такое. Хотя однояйцевые близнецы очень похожи и внешне, и характером, темпераментом, ментальностью, их судьбы складываются по-разному. Следовательно, и в случае, когда на одной орбите образовались бы две планеты, подобные Земле, процессы эволюции на каждой из них вряд ли протекали бы все время идентично.

Немного о дуализме сущего

Такие различия вытекают из суждения, приведенного выше: каждая достаточно сложная система в природе уникальна. Потому эволюция как в живой, так и в неживой природе происходит не только строго по физическим законам. Важная роль в сложных природных процессах принадлежит Его Величеству Случаю. Как в большом, так и в малом. И чем сложнее система, тем вероятнее вмешательства Его Величества в закономерный эволюционный процесс. Можем сказать, что эволюция сущего основывается на двух основополагающих принципах - закономерности и случайности. Именно в этом, вероятно, и заключается дуализм (двойственность) сущего. Закономерность является правилом, а случайность - исключением. Знаем только, что исключения лишь подтверждают правило!

Правильность такого суждения можно подтвердить множеством примеров. Среди миллиардов землян не было, нет и не будет двух абсолютно одинаковых. Хотя у каждого человека - одна голова, две руки, две ноги и т.д. (Выше отмечалось, что даже у однояйцевых близнецов судьбы складываются по-разному, т.е. в формате пространство-время они не идентичны). В лесу не найдем двух абсолютно одинаковых деревьев. Хотя у каждого дерева есть корень, ствол, ветки, листья ... Почему долгосрочные прогнозы погоды редко отмечаются надлежащей точностью в отношении всех географических зон? Потому, что глобальная климатическая система чрезвычайно сложна и в закономерные циркуляции воздуха каждый раз вмешиваются случайные факторы. Или возьмем общество. Просим прощения за печальный пример, но в данном контексте он показателен. Есть естественная закономерность: дети должны хоронить своих родителей. А разве не встречаемся почти каждый день со случаями, когда родители вынуждены провожать в последний путь своих детей? Нарушая таким образом закономерный естественный порядок смены поколений...

И в космосе нет двух (или более) абсолютно одинаковых планет, или звезд, или даже комет, астероидов; нет одинаковых галактик или галактических структур - все разные! Возвращаясь к нашей основной, космологической теме, подчеркнем: и в модели пульсирующей вселенной, в каждом цикле пульсации в результате очередного Большого Взрыва рождаются другие вселенные, уникальные в своем роде. Вселенная является самой грандиозной и сложной самодостаточной и саморегулирующейся энергетической системой. А разнообразие форм энергии в природе неисчерпаемо!

... Итак, в каждом цикле пульсирующей вселенной хотя все и начнется снова, но не повторится!

Борис Гвардионов, (Ужгород), http://zakarpattya.net.ua/ukr-news-81243-I-vse-rozpochnetsia-znovu-a-chy-povtorytsia, 04.04.2011 11:20