Дети послали привет в созвездие Девы

3 сентября 2001 года в истории Украины и Крыма произошло знаменательное событие: впервые в космос отправлено детское радиопослание, адресованное звезде НД-126053 в созвездии Девы.

Семиклассник симферопольского Открытого космического лицея Алеша Крыжко и десятиклассники Валя Рулева и Андрей Демьяненко из Центра дальней космической связи под Евпаторией, одновременно нажав на кнопку, отправили в открытый космос кодированную информацию о Земле и землянах.

Так был реализован широкомасштабный международный проект первого в истории радиопослания детей внеземным цивилизациям под названием "Здравствуй, Галактика!"

Идея детского радиопослания внеземным цивилизациям зародилась примерно четверть века назад и вынашивалась в московском Дворце детского и юношеского творчества, занятия в котором вели лучшие академические умы. Постепенно дело дошло до конкретного международного проекта.

Джордано Бруно, как известно, отстаивавший идею бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров, был обвинен инквизицией в ереси и публично сожжен на Площади цветов в Риме с кляпом во рту. Современный кляп — это предвзятое толкование статьи 8 Декларации Международной академии о принципах деятельности после обнаружения внеземного разума. Она гласит: "Никакой ответ на сигнал или другие очевидные проявления внеземного разума не может быть послан без соответствующих международных консультаций".

Всего с Земли было отправлено четыре кодированных послания. Два материальных — на борту американских космических кораблей "Пионер" и "Вояджер", а также два эфирных — с помощью планетных радиолокаторов в Аресибо (США) и Евпатории.

Радиопослания из Аресибо (1974 год) и Евпатории (1999 год) имели чисто логическую основу и представляли собой поток информации, ориентированной на зрячего абонента, поскольку восприятие сути этих посланий возможно лишь после строчной развертки в кадры двухмерного изображения. На сей раз было решено пойти по другому пути.

Вполне естественно предположить, что более доступными для других, пока неведомых нам цивилизаций являются простейшие одномерные послания и что музыка является наиболее универсальным для понимания средством выражения интеллектуальной деятельности землян: одноканальным по своей сути, ориентированным не на визуальное, а на слуховое восприятие.

Исходя из этого, вполне логично, что трое симферопольских лицеистов, от имени всех детей планеты Земля отправившие 3 сентября 2001 года радиопослание в созвездие Девы, запустили сигнал, состоящий из 8 музыкальных фрагментов и, собственно, текста письма, наложенного на музыку. Музыка была после тщательных консультаций и экспертиз подобрана следующая:

1. Мелодия романса Е.Шашина на стихи Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".
2. Финал 9-й симфонии Людвига ван Бетховена на слова оды Шиллера "К радости".
3. Фуга "Ре минор" Иоганна Себастьяна Баха.
4. "Времена года: март. Аллегро" Антонио Вивальди.
5. Этюд номер 12 опус номер 10 "Революционный" Фредерика Шопена.
6. Фрагменты из произведений Александра Дольского "Исполнение желаний" и "Галактика орлят"
7. Сюита Владимира Ланцберга "Алые паруса".

Кроме того, была отправлена музыкальная интерпретация энцефалограммы человеческого мозга.

С не меньшей тщательностью составлялся и текст послания в созвездие Девы. Надо было подобрать те единственные слова, которые бы дошли до далекого космического, разума. Вот какие слова летят сквозь бескрайние просторы Вселенной:

"Здравствуйте, наши космические друзья! Мы, дети планеты Земля, отправляем вам это послание. Знайте, что вы не одиноки во Вселенной. Предлагаем вам дружбу.

Галактика, в которой мы с вами живем, — наш общий дом. Мы называем ее Млечный путь. Земля вращается вокруг звезды по имени Солнце. На нашей планете, покрытой водой и сушей, обитает много живых существ, но только люди создали техническую цивилизацию. Мы живем семьями — родители и дети. Дети любят играть. Мы хотим показать вам наши игры, рисунки, музыку. Человек живет около 80 лет. Нам, детям, пишущим это послание, — от 13 до 18 лет. Мы надеемся дожить до вашего ответа.

У людей на Земле много культур, языков и религий. У нас большие научные и технические достижения, но ученые изобрели оружие, которое может уничтожить жизнь на Земле. У нас — век информации. Наша планета прекрасна, но больна. Наши проблемы — это войны, нарушение экологии, истощение природных ресурсов. Но мы верим, что сможем преодолеть эти проблемы и все люди на Земле будут счастливы.

Мы хотим узнать о вас, ответьте нам — и мы будем очень рады! Желаем вам мира и добра!

Дети Земли. Сентябрь 2001 г."

Своеобразным ключом к расшифровке послания является его изобразительная часть, которая служит и эмблемой послания. При построении рисунка-эмблемы использовано значение несущей волны Евпаторийского планетарного локатора — 6 см.

В центре — помещенное в кружок диаметром 6 см человеческое лицо. Следующий круг окаймлен волнообразной линией, длина которой также соответствует несущей волне послания — 6 см, что является дополнительной подсказкой.

Третья окружность, на которой изображены стилизованные человеческие фигурки, представляет собой поверхность нашей планеты. Под человечками — рыбы, что должно натолкнуть получателей послания на мысль, что на нашей планете есть гидросфера. А над фигурками — птицы, которые должны подсказать догадку о существовании атмосферы.

Внешнюю окружность окаймляют 10 кружков, опять-таки диаметром 6 см. В них закодирована Информация о сферах человеческой деятельности. Число кружков символизирует десятичную систему исчисления, принятую на Земле. В верхней части каждого кружка имеются вертикальные палочки: I, II, III... Нетрудно понять, что это числа натурального ряда. Верхний (темный) кружок изображает, как выглядит наша галактика, показано место в ней Солнечной системы. Второй кружок изображает нашу Солнечную систему. Третий — Землю... Словом, все продумано до мелочей, логично, доступно.

А.БОГАТИКОВ, г. Симферополь, "Интересная газета", №12(99)2001 год.